Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенкаСтраница 21
Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других – дающие полезное направление выходу их детской энергии. Следует всегда помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребенка : чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. У ребенка может «вдруг» значительно испортиться почерк, а этим «вдруг» могут быть болезнь, утомление, психологическое напряжение и многие другие причины.
Большое значение при формировании навыка письма имеет рабочая поза. ( см. рис. ) Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее : пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец и ребро ладони ; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Ребенок сидит за столом прямо, голова ( но не туловище! ) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы рука, не занятая письмом, передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по прежнему направлена к середине груди ребенка.
Каждый из учителей начальной школы по-своему старается преодолеть возникающие трудности при формировании у детей каллиграфических навыков. По мнению большинства учителей начальных классов хорошими упражнениями являются списывание печатного текста и письмо « в воздухе », лепка букв из пластилина, конструирование букв из их элементов. При письме « в воздухе » кисть находится чуть ниже уровня на расстоянии 25 – 30 см, работают лишь кисть и пальчики, локти находятся на парте ; дети работают под счет учителя « и – раз – и », « и – раз – и ».
ЛАВРОВСКАЯ Елизавета Андреевна (1845-1919) , русская певица (контральто). В 1868-80 (с перерывом) солистка Мариинского театра. Подала П. И. Чайковскому мысль о написании оперы на сюжет романа "Евгений Онегин". Профессор Московской консерватории (с 1888).
ПАРАФИРОВАНИЕ (от франц . paraphe - сокращенная подпись, росчерк), предварительное подписание согласованного текста международного договора инициалами уполномоченных.
ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич (1743 или 1744-92) , русский писатель, историк, этнограф, экономист. Издавал сатирический журнал "И то и сьо", "Парнасский щепетильник", составил "Собрание разных песен" (т. 1-4, 1770-74), словарь "Абевега русских суеверий..." (1786). Плутовской роман "Пригожая повариха..." (1770), сказки и другие сочинения; "Историческое описание российской коммерции..." (кн. 1-21, 1781-1788).