Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 20

Исследования психологов и физиологов доказали, что в начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого графического элемента. Они не видят в буквах элементов, не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что « нужно писать какую-то букву », но и « как это сделать » правильно, в соответствии с требованиями, задачей действия.

Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написание буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование. И пусть под строгим взглядом учителя он не будет отрывать руку от тетради, но обязательно прервет движение, остановится для того, чтобы понять, что делать дальше. А вместо того, чтобы расслабить мышцы в этот момент, дать им отдых, он будет «держать» точку, создавая тем самым еще более трудное статическое напряжение. При помощи специальных датчиков, прикрепленных к стержню шариковой ручки, специалисты получили наглядную схему, структуру движений, вычислили время движения и продолжительность паузы на этапе обучения письму. При этом время движения, необходимое для написания одного элемента буквы, практически равно времени паузы, а значит, время, необходимое для осознания последующего действия, практически равно времени самого движения. Вот почему так медленно и напряженно пишут дети и нельзя их торопить. Специальные исследования показали, что инструкция « пиши как можно быстрее, еще быстрее » не сокращает время самого движения ( физиологические механизмы регуляции движения не позволяют это сделать ), и тогда приходится сокращать время паузы, столь необходимой для осознания « что и как дальше делать ». И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Этот первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь первый год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, у детей с задержкой психического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

При несоблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм ( писчая судорога, графоспазм ) – при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, принимающих участие в акте письма (дистония), возникает спазм (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке, шее, лицу ; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение и акт письма становится невозможным. Выделяют различные клинические формы писчего спазма : судорожную, болевую, дрожательную, паралитическую. Чаще наблюдаются их комбинации. «Подкрадывается» писчий спазм незаметно. То пальцы занемеют от долгого писания, то побаливать начнут, подрагивать. Сначала чуть-чуть, едва заметно. Позднее дрожь в пальцах может стать постоянной ; или резкая боль сведет пальцы, как только они возьмут ручку или карандаш. В сложных формах пальцы сводит не только при письме, но даже при мысли о том, что нужно взять ручку. Поэтому, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и лишь потом снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ГЕРНСИ (Guernsey) , остров в Ла-Манше, в составе Нормандских о-вов; территория Великобритании. 63 км2. 55,5 тыс. жителей (1986). Огородничество, скотоводство. Город - Сент-Питер-Порт.

КОСТИН ШАР , пролив между Южным островом Нов. Земли и о. Междушарский в Баренцевом м. Длина ок. 100 км, ширина в самой узкой части 3,5 км, глубина у входа 27 м.

ЗАИМСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ , в строгом смысле - использование в литературном произведении художественного образа или словесного оборота из другого произведения, рассчитанное на узнавание читателем образа (строка А. С. Пушкина "Как гений чистой красоты" заимствована из стихотворения В. А. Жуковского).