Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 31

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. Многие из коррекционных задач решались совместно. Воспитатель планировал свои фронтальные занятия по развитию речи, познавательному развитию, письму совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей с ФФНР и соответствующим календарным планом логопедической работы.

При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми (см. приложения №4, 5).

2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду стали:

1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2) формирование звукопроизношения;

3) формирование навыков дифференциации звуков;

4) формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;

5) формирование звукослогового анализа и синтеза слова;

6) развитие лексики, грамматического строя и связной речи;

7) обучение послоговому чтению;

8) подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами;

9) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;

10) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);

11) совершенствование пространственно – временных ориентировок;

12) развитие мелкой моторики рук;

13) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;

14) развитие конструктивного мышления;

15) развитие изобразительно – графических способностей;

16) развитие сукцессивных способностей.

2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и

воспитателя в подготовительной группе

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Слоговая структура слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Языковой анализ

и синтез

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).

4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

5. Подбор слов на заданные звуки.

6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З'].

7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».

9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).

10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.

12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

Связная речь

1. Составление простых распространённых предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.

2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

5. Печатание пройденных букв в тетрадях.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35

ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ , магнитное поле, вектор магнитной индукции которого вращается в пространстве с постоянной частотой. Получают сложением 2 и более переменных магнитных полей, сдвинутых во времени и пространстве. Используется во многих машинах переменного тока, измерительных приборах и др.

ВОРОН , приспособление в виде массивного крюка или колодезного "журавля", применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, высадки на стены крепости вооруженных воинов и при абордаже кораблей.

ГЛЕЙМ (Gleim) Иоганн Вильгельм Людвиг (1719-1803) , немецкий поэт. Автор популярного сборника "Опыт шутливых песен" (т. 1-3, 1744-1758). Переводы из Анакреонта.