Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 35
Сережа Т.: "Честно, она ведь сказала потом правду",
Экспериментатор: "Получается, что у нас все ребята честные! Молодцы! А как вы думаете, что такое честность?"
Ира Б.: "Это когда говорят правду".
Экспериментатор: "А что же делать, если не очень хочется говорить правду?"
Ира Б.: "Нужно говорить правду».
Сережа Т: «Злой человек хочет соврать».
Таким образом, в заключительных опытах формирующего эксперимента было отмечено значительное повышение уровня коммуникативной деятельности в ситуациях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым. Благодаря помощи экспериментатора и в ходе контактов с ним создавались условия для упражнения детей в общении со взрослым на более высоком уровне, т.е. подготавливался переход детей к внеситуативным формам общения.
Рассмотрим, какие изменения произошли у испытуемых экспериментальной и контрольной групп в заключительных опытах по сравнению с опытами исходного этапа.
Как уже отмечалось, в экспериментальную группу вошли 8 детей, у которых в констатирующем эксперименте преобладала ситуативно-деловая форма общения. В контрольную группу вошли 6 детей, у которых на 1 этапе эксперимента была зафиксирована ситуативно-деловая форма общения как ведущая форма общения со взрослым. И один ребенок, находящийся на переходном этапе от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной форме общения.
К моменту заключительного, контрольного, опыта положение в экспериментальной группе резко изменилось. У 6 человек как ведущая была зафиксирована внеситуативно-познавательная форма общения. У двоих детей этой группы, испытывающих самые большие трудности в процессе обучения, ведущей по-прежнему осталась ситуативно-деловая форма общения. Однако при этом значительно увеличились количественные показатели во всех ситуациях общения. В то же время у детей из контрольной группы таких ярких изменений не наблюдалось. У 5 детей по-прежнему преобладала ситуативно-деловая форма, а у двоих ведущей оказалась внеситуативно-познавательная форма общения (оба воспитанника подготовительной группы). Как и на 1 этапе ни у кого из детей обеих групп не была выявлена внеситуативно-личностная форма общения как ведущая. В таблице 5 приведены данные о ведущих формах общения со взрослым у детей экспериментальной и контрольных групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
ЭМАНАЦИЯ (от позднелат . emanatio - истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.
РАНОВИЧ (наст . фам. Рабинович) Абрам Борисович (1885-1948), российский историк античности, доктор исторических наук, профессор. Работы по истории иудаизма и раннего христианства, эллинизма.
ЧЕТАЕВ Николай Гурьевич (1902-59) , российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1943). Труды по устойчивости движения, аналитической динамике. Ленинская премия (1960, посмертно).