Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 37

У большинства воспитанников контрольной группы желательная длительность опыта, как и на этапе констатирующего эксперимента, оказалась максимальной при игре. Они с большой неохотой оставляли занятия с игрушками, когда им предлагали перейти к чтению книги или беседе с экспериментатором. Только у двоих детей из контроль­ной группы длительность ситуации оказалась максимальной при чте­нии книг. (Обоим на этом этапе эксперимента оказалась свойственна внеситуативно-познавательная форма общения).

На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализирова­ли все речевые высказывания детей из обеих групп и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем, этапеисследова-ния. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых экспери­ментальной группы значительно изменились, как количественно, так и качественно, чего нельзя сказать об изменениях, произошедших в высказываниях детей из контрольной группы. Остановимся на этом подробнее.

У участников экспериментальной группы на третьем этапе исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих, экспериментов, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, мо­делирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с экспери­ментатором. Полученные нами данные представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях общения после обучения (в%).

Группа экспериментальная контрольная

Ситуация после до после до

обучения обучения обучения обучения

Ситуативно-деловая 31,5 60,5 48,0 56,3

Внеситуативно-познава- ­тельная 32,3 28,8 37,9 31,9

Внеситуативно-личностная 36,2 10,7 14,1 11,8

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

ЕВРИПОНТИДЫ , в Спарте династия, царствовавшая вместе с Агиадами. Считались потомками легендарного царя Еврипонта.

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р . 1922), российский живописец, народный художник России (1986), академик РАО (1992). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны ("Безымянная высота", 1961-62), лирические композиции ("Стихи", 1972). Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников.

ЯСИН Евгений Григорьевич (р . 1934), российский государственный деятель, министр экономики Российской Федерации с ноября 1994. С 1957 на научной и преподавательской работе. С 1989 член Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе. С апреля 1994 руководитель аналитического центра при администрации президента Российской Федерации.