Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 37

У большинства воспитанников контрольной группы желательная длительность опыта, как и на этапе констатирующего эксперимента, оказалась максимальной при игре. Они с большой неохотой оставляли занятия с игрушками, когда им предлагали перейти к чтению книги или беседе с экспериментатором. Только у двоих детей из контроль­ной группы длительность ситуации оказалась максимальной при чте­нии книг. (Обоим на этом этапе эксперимента оказалась свойственна внеситуативно-познавательная форма общения).

На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализирова­ли все речевые высказывания детей из обеих групп и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем, этапеисследова-ния. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых экспери­ментальной группы значительно изменились, как количественно, так и качественно, чего нельзя сказать об изменениях, произошедших в высказываниях детей из контрольной группы. Остановимся на этом подробнее.

У участников экспериментальной группы на третьем этапе исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих, экспериментов, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, мо­делирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с экспери­ментатором. Полученные нами данные представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях общения после обучения (в%).

Группа экспериментальная контрольная

Ситуация после до после до

обучения обучения обучения обучения

Ситуативно-деловая 31,5 60,5 48,0 56,3

Внеситуативно-познава- ­тельная 32,3 28,8 37,9 31,9

Внеситуативно-личностная 36,2 10,7 14,1 11,8

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

ПРИБЫЛЬ , в технике -1) верхняя часть стального слитка, где располагается усадочная раковина; при дальнейшей обработке слитка отрезается и поступает на переплав. 2) Питающий элемент литниковой системы, обычно расположенный над наиболее массивной частью отливки; удаляется после ее остывания.

СОБСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗВЕЗДЫ , угловое перемещение звезды по небесной сфере за год. Наблюдается у ближайших звезд.

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882-1963) , немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии.