Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 33
На заключительных занятиях обоих типов дети вели себя значительно увереннее. Повысился уровень их инициативности. Стае П., например, принес из дома книгу о машинах и предложил ее почитать на занятии.
Во время чтения и обсуждения книг дети, особенно воспитанники подготовительной группы, задавали много познавательных вопросов, с интересом выслушивали ответы взрослого. Больше стало и оценочных высказываний. Дети стали выступать инициаторами бесед. Так, после чтения и просмотра книги о зоопарке. Ира Б. высказала желание рассказать о Петербургском зоопарке, который она посетила летом. А Сережа Т. захотел пересказать содержание фильма, в котором сни- мались разные животные, после того как экспериментатор прочитал книгу о том, как снимают в фильмах животных.
На последних занятиях дети больше говорили, причем почти у всех было желание принять участие в беседе, они перебивали друг друга, и взрослому приходилось организовывать беседу, направлять ее и давать возможность высказаться всем желающим.
На заключительных занятиях формирующего эксперимента чаще и легче происходил переход от простой констатации фактов к рассуждению на абстрактные, отвлеченные темы. Однако инициатором такого перехода являлся экспериментатор. Большинство самостоятельных высказываний детей по-прежнему были связаны с констатацией конкретных фактов, имевших место в жизни, мультфильмах, описанных в книгах.
В качестве примера приведем фрагменты занятий по формированию внеситуативных форм общения.
1. Занятие, основанное на чтении книги (внеситуативно-познавательная форма общения). Экспериментатор читал детям книгу П.Чарушиной "На все лапы мастера" о разных животных.
Экспериментатор: "А вы видели белок?»
Паша К.: "Я ходил с папой и мамой в лес за грибами".
Экспериментатор: "А что они делали?»
Паша К.: "Искали грибы»
Саша П.: "А я тоже видел белок в парке".
Экспериментатор: "А что они делали?"
Саша П. "Скакали по деревьям».
Экспериментатор: «Ты их сам заметил?»
Саша П.: "Папа одну показал, другую мама, а потом я сам увидел".
Лена С.: "А вы их кормили?»
Саша П.: "Да"
Экспериментатор: "А чем вы их кормили?"
Экспериментатор: «Саша, они у вас брали с рук еду?»
Саша П: «Да, они ели с руки».
Паша К: «А у меня одна брала с носика».
Даша Р.: "А что, белки разве едят семечки?"
ЯЙЦЕВОД , у самок животных проток (обычно парный), служащий для выделения зрелых яиц (яйцеклеток), образующихся в яичнике. У млекопитающих и человека по яйцеводу (называемому также маточными, или фаллопиевыми, трубами) яйца проходят из яичников в матку. У пресмыкающихся, птиц яйцевод - место образования белковой оболочки и скорлупы яйца.
ВУДВОРД (Woodward) Роберт Бернс (1917-79) , американский химик-органик, иностранный член АН СССР (1976). Осуществил синтез многих биологически активных веществ (хинин, кортизон, хлорофилл, витамин В12 и др.). Установил строение ферроцена (1952, совместно с Дж. Уилкинсоном). Сформулировал ряд правил, используемых в структурной химии. Совместно с Р. Хофманом разработал правила, предсказывающие реакционную способность органических соединений (правила Вудворда - Хофмана, 1965). Нобелевская премия (1965).
ПАТАГОНИЯ (Patagonia) , природная область на юго-востоке Юж. Америки, в Аргентине. Ступенчатые плато повышаются от берегов Атлантического ок. к западу до 2200 м. Климат умеренный полупустынный. Осадков от 150 до 700 мм в год. Злаково-кустарниковая полупустыня, в предгорьях Анд - степи. Овцеводство. Добыча нефти и природного газа.