Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 32

На первых занятиях пришлось ограничиться только обсуждением конкретных событий, имевших место в жизни детей и взрослого, а также просмотренных мультфильмов и прочитанных ранее книг на эту тему. Перейти к обсуждению более отвлеченных и абстрактных тем все так и не удалось.

Подобная картина наблюдалась на первых 2-3 формирующих заня­тиях каждого типа. Затем ситуация несколько изменилась. Во время следующих 3-4 занятий дети стали раскованнее, увереннее, им стало проще вступать в беседу, они больше говорили. Однако уровень ини­циативности испытуемых был низким и ведущая роль во время заня­тий по-прежнему оставалась за экспериментатором.

Как и на первых занятиях, дети проявляли больший интерес к рас­сматриванию картинок. Книга же интересовала их гораздо меньше. Однако следует отметить, что во время чтения книг и рассматривания картинок испытуемые стали задавать взрослому познавательные воп­росы, высказывали оценочные суждения, а после чтения и рассматри­вания охотно участвовали в обсуждении, хотя самостоятельно и не выступали с такой инициативой.

Изменился также и характер беседы. Теперь не было необходимо­сти постоянно задавать вопросы испытуемым, чтобы они могли вы­сказать свое мнение. Достаточно стало попросить об этом ребенка, и он вступал в беседу. Так Саша П. после чтения книги о собаках по просьбе экспериментатора рассказал, что у него живет собака, что она любит играть с ним , умеет давать лапу и приносить палку.

На этих занятиях у детей проявлялся интерес не только к словам взрослого, но и сверстников. Они меньше отвлекались от общей бесе­ды и стали даже задавать друг и другу и взрослому вопросы с целью уточнить что-то.

Теперь во время бесед появилась реальная возможность перейти от конкретных фактов к более отвлеченным темам. Так, на одном заня­тии дети стали рассказывать, каких людей они считают добрыми, что такое добрый человек, что он делает и как себя ведет в разных ситуациях. Во время же другого занятия после чтения книги о собаках дети стали делиться своими знаниями о том, где и как могут помочь чело­веку собаки и кошки. И все же в большинстве случаев их высказыва­ния сводились к простой констатации фактов из опыта собственной жизни, мультфильмов или книг.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36

ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА , в 1959-84 общеобразовательная школа в СССР, дававшая неполное среднее образование.

НАКУРУ (Nakuru) , национальный парк в Кении, на мелководном одноименном озере и его берегах. Основан в 1961. Площадь 20 тыс. га. Скопления зимующих птиц, в т. ч. св. 1 млн. фламинго. Близ оз. Накуру найдены скелеты древних людей, обнаруживающие некоторые черты эфиопской расы.

ЛО ГУАНЬЧЖУН (ок . 1330 - ок. 1400), китайский писатель. Исторические сочинения и эпопея "Троецарствие", основанная на народных сказаниях