Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 32

На первых занятиях пришлось ограничиться только обсуждением конкретных событий, имевших место в жизни детей и взрослого, а также просмотренных мультфильмов и прочитанных ранее книг на эту тему. Перейти к обсуждению более отвлеченных и абстрактных тем все так и не удалось.

Подобная картина наблюдалась на первых 2-3 формирующих заня­тиях каждого типа. Затем ситуация несколько изменилась. Во время следующих 3-4 занятий дети стали раскованнее, увереннее, им стало проще вступать в беседу, они больше говорили. Однако уровень ини­циативности испытуемых был низким и ведущая роль во время заня­тий по-прежнему оставалась за экспериментатором.

Как и на первых занятиях, дети проявляли больший интерес к рас­сматриванию картинок. Книга же интересовала их гораздо меньше. Однако следует отметить, что во время чтения книг и рассматривания картинок испытуемые стали задавать взрослому познавательные воп­росы, высказывали оценочные суждения, а после чтения и рассматри­вания охотно участвовали в обсуждении, хотя самостоятельно и не выступали с такой инициативой.

Изменился также и характер беседы. Теперь не было необходимо­сти постоянно задавать вопросы испытуемым, чтобы они могли вы­сказать свое мнение. Достаточно стало попросить об этом ребенка, и он вступал в беседу. Так Саша П. после чтения книги о собаках по просьбе экспериментатора рассказал, что у него живет собака, что она любит играть с ним , умеет давать лапу и приносить палку.

На этих занятиях у детей проявлялся интерес не только к словам взрослого, но и сверстников. Они меньше отвлекались от общей бесе­ды и стали даже задавать друг и другу и взрослому вопросы с целью уточнить что-то.

Теперь во время бесед появилась реальная возможность перейти от конкретных фактов к более отвлеченным темам. Так, на одном заня­тии дети стали рассказывать, каких людей они считают добрыми, что такое добрый человек, что он делает и как себя ведет в разных ситуациях. Во время же другого занятия после чтения книги о собаках дети стали делиться своими знаниями о том, где и как могут помочь чело­веку собаки и кошки. И все же в большинстве случаев их высказыва­ния сводились к простой констатации фактов из опыта собственной жизни, мультфильмов или книг.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ , вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество - стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки. Среди характерных примеров - искусство поэтической каллиграфии (в особенности в мусульманских, а также дальневосточных культурах), где неразличимо связаны узор и смысл; визуальная поэзия эпох маньеризма и барокко. Такого рода, нередко нарочито "заумными" вербально-визуальными опытами, увлекались также представители футуризма и дадаизма, тем самым обновляя современный полиграфический дизайн; особую тенденцию визуальная поэзия составляет и в постмодернизме.

ОТБЕЛИВАТЕЛИ ОПТИЧЕСКИЕ (флуоресцентные отбеливатели) , бесцветные или слабоокрашенные органические соединения, способные поглощать ультрафиолетовые лучи и преобразовывать их в синий или фиолетовый свет. Применяются главным образом для отбеливания натуральных и синтетических волокон, бумаги, пластмасс.

ПРИСТЛИ Джон Бойнтон (1894-1984) , английский писатель. Романы "Добрые товарищи" (1929), "Улица ангела" (1930) - о трудностях послевоенного времени, обусловленных острыми социальными противоречиями английского общества. Антифашистский роман "Затемнение в Гретли" (1942). Нравы современной английской бюрократии и состоятельных обывателей - основная тема романов "Сэр Майкл и сэр Джордж" (1964), "Лондонский тупик" (1969), остросюжетных пьес "Опасный поворот" (1932), "Время и семья Конвей" (1937), "Визит инспектора" (1947) и рассказов (сборник "Кризис в доме Карфей", 1975). Автобиографическая книга "За высокой стеной" (1982). Эссеист, литературовед.