Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 40

Катя К. (подготовительная группа). Преобладающая форма обще­ния внеситуативно-познавательная. Девочка с радостью согласилась поучаствовать в эксперименте. Она сразу обратилась к игрушкам и долго (15 минут) с ними играла, однако в этой ситуации общения чув­ствовала себя очень скованно, мало говорила, причем все ее высказы­вания были ситуативными. Перейти к чтению книги она согласилась только после долгих уговоров, т.к. никак не могла расстаться с иг­рушками. Однако сразу почувствовала себя свободнее, хотя не совсем комфортно. Говорила девочка в этой ситуации общения больше. Она рассказала экспериментатору после чтения книги о колокольчиках, где растут колокольчики, что они вянут, если их сорвать, но на вопро­сы взрослого отвечала неохотно, односложно. На предложение побе­седовать она согласилась. Во время беседы чувствовала себя очень комфортно, много говорила, но многие ее высказывания были ситуа­тивны. Ничего об экспериментаторе она узнать не захотела., а стала рассказывать о себе, своей маме, бабушке. Беседа длилась 6 минут, после чего девочка выразила желание вернуться в группу. Та же кар­тина наблюдалась в повторных опытах.

Таким образом, у испытуемых экспериментальной группы повы­сился уровень коммуникативной деятельности. У большинства из них появилось стремление к познавательным контактам, интерес к книге, а деловое общение отступило на второй план; т.е. у детей ведущей стала внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. После занятий формирующего эксперимента все испытуемые прояви­ли способность к внеситуативно-личностному общению, однако бесе­ды на личностные темы они, как правило, поддерживают с трудом.

У участников же контрольной группы в основном сохранилось преобладание деловых контактов, на фоне которых общение со взрослым происходило для них проще и естественнее. Они обычно пренебрегали познавательными контактами и лишь немногие согла­шались вступить в беседу на личностные темы. Это значит , что до­минирующей для большинства из них осталась ситуативно-деловая форма общения со взрослым. И лишь у некоторых дошкольников с ЗПР без специального обучения к 7 годам начинает преобладать вне­ситуативно-познавательная форма общения со взрослым.

Следовательно, данными экспериментов по диагностике форм об­щения на 3, контрольном, этапе были подтверждены наши предполо­жения о том, что уровень коммуникативной деятельности детей с ЗПР можно повысить, упражняя их в общении на специально организо­ванных занятиях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым.

На заключительном этапе нашей работы снова были проведены наблюдения за испытуемыми для выявления у них ведущих средств общения. Они по-прежнему пользовались в основном речевыми и экспрессивно-мимическими средствами, причем последние не стали сколько-нибудь разнообразнее и были в основном представлены улыбками и мимикой. Как и раньше все дети разговаривая со взрос­лым, редко на него смотрели. Отметим, что участники эксперимен­тальной группы больше пользовались различными средствами обще­ния, чаше прибегали к предметно-действенным средствам (прибли­жениям, удалениям, протягиваниям предметов). Основными средст­вами общения по прежнему остались речевые (12 детей) и экспрес­сивно-мимические (3 испытуемых).По сравнению с данными наблю­дений 1 этапа трое детей (2 из экспериментальной и 1 из контрольной групп) перешли от экспрессивно-мимических средств, которые явля­лись для них основными на исходном этапе, к речевым как ведущим средствам общения со взрослыми.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ , один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в июне 1994 Германия имеет 99 мандатов, Франция, Италия, Великобритания - по 87, Испания - 64 и т. д.). Хотя Европейский парламент имеет в основном консультативные функции, с 80-х гг. его существенные полномочия в ряде важных сфер деятельности Европейского Союза расширялись. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбуре (Франция), чрезвычайные заседания - в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; секретариат - в Люксембурге.

ЕВРАЗИЙСТВО , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.

ХУРРИТСКИЙ ЯЗЫК , язык хурритов. Родствен урартскому языку. Известен по памятникам 3-2-го тыс. до н. э.