Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Страница 9

Ракета (ракета в виде буквы "А")

Работу по запоминанию слова "ягоды" (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и т.п. Детям задается вопрос: "Как можно назвать все эти предметы одним словом?" (ягоды)

Учащиеся записывают слово с "окном". Для запоминания орфограммы предлагается рисунок: ягОды (букву "о" можно изобразить в виде какой-либо ягоды).

Нельзя обойти и работу со словами, в которых есть непроизносимые согласные. Возьмем для примера слово "лестница". После предъявления слова учащимся предлагается (устно) провести звуковой анализ этого слова.

Определить "трудное" место в слове и обозначить его "окошком" учащиеся не смогут. После звукового анализа одному из учеников даются карточки с буквами: Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц, которые нужно разместить на ступеньках лестницы (см. рисунок).

а

┌────

ц│

┌──┘

и│

┌──┘

н│

┌──┘

т │

┌──┘

с │

┌──┘

е │

┌──┘

л │

───┘

Затруднения могут возникнуть с размещением буквы "Т". Тогда учитель должен помочь детям, объяснить, какое место и почему в этом слове "трудное", и дать этимологическую справку.

Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые "словарные" слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: "земл _е ника", "п _а года"; "к _а ньки";" пл _а ток",но "пл _о точек";"береза,но "б _и резовый" и т.п.

Повышение эффективности усвоения слов с традиционным написанием психологи, передовые учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным,а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученнымисловами, сообщения (учителем) и использования (учащимися)специальных приемов запоминания, активного включения "трудных" слов в речевую практику ребенка.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ЩЕЛКУНЫ , семейство жуков. Длина обычно 7-20 (иногда до 50) мм. Ок. 10 тыс. видов, в Евразии и Америке; в России несколько сот видов, почти повсеместно. Личинки (проволочники) повреждают корни многих растений.

ВИТОВТ (Витаутас) (Vytautas) (1350-1430) , великий князь Литвы (с 1392), сын Кейстута. Трижды вторгался в Московское княжество (1406-08), захватил Смоленск. Один из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве 1410.

УДОД , птица отряда ракшеобразных; единственный вид одноименного семейства. Длина тела ок. 30 см. На голове хохол. В Евразии, Африке; в России к югу от 55-60 °с. ш., чаще в степях и лесостепях.