Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Страница 12

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение развития "дара слова" для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета"[28,с.69]. Обогащению словарного запаса, а следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

3) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).

"Каждое лексическое значение слова как единицы лексико-семантической системы языка, - по определению Н.А.Купиной, - представляет собой совокупность смысловых признаков, которые отличают это значение от других, создают индивидуальность лексического значения и поэтому могут быть названы дифференциальными признаками лексического значения"[17,с.112]. Учим ли мы детей вникать в смысл слова? Какой объем информации о лексическом значении слова воспринимается ребенком? Воспитываем ли мы у младших школьников умение объяснять значение слова? Сейчас, когда методическая мысль и педагогическая практика по вопросу организации лексической работы в школе значительно продвинулась вперед, эти вопросы не могут не волновать ни учителей, ни методистов, ни ученых.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

КАЛА-АЗАР (хинди - черная болезнь) , см. Лейшманиозы.

КИНОИСКУССТВО , род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные - фотографическая природа киноизображения и монтаж.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА , традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВ сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский