Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корнеСтраница 14
q Вспомни значение слова "береза" и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево.
q Составь кроссворд на тему "Растения".
Наибольшие возможности для осознания лексического значения изучаемых слов имеет проведение внеурочных занятий по языку, где младшие школьники под руководством учителя создают свои собственные словарики, например, на такие темы, как "Звери и птицы" (1 класс), "Растения леса и огорода" (2 класс), "Профессии" (3 класс) и др. Как происходит толкование слов, покажем на примере одного из вариантов работы со словом "сорока", проведенной на внеурочном занятии в 1 классе (см. практическую часть).
Работа над словом предполагает "количественное" и "качественное" обогащение словаря учащихся и его активизацию. Так, при изучении любого слова учитель может создать у детей первое представление о лексико-семантической парадигме, образующей семантическое поле изучаемого слова. Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном уроке, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной работе по русскому языку. Например, при разборе слова "мороз" определяются его связи по значению и сочетаемость слова с другими словами.
-----> РОДО-ВИДОВЫЕ СВЯЗИ: 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя погода.
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: мороз, морозец,морозный,<- морозно, заморозки, морозить.
-----> СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.
-----> АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.
МОРОЗ -----> СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ: Сильные, жестокие, лютые, январские.морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.;На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять .
-----> ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по коже (по спине<-) дерет (идет) - возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.
Слово "мороз" является первым словом с непроверяемым написанием, с которым знакомятся первоклассники (программа 1-3).На уроке на основе выполнения упражнения N3 в учебнике дети осознают первое значение данного слова (мороз - это низкая температура воздуха, холод) и возможность синонимической замены слова "мороз" словом "холод".На последующих уроках в 1-3 классах при изучении грамматико-орфографического материала учитель через систему упражнений (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит детей с другими связями по значению слова "мороз" и сочетаемостью этого слова с другими словами в предложении и словосочетании
"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ" , народническая организация в Санкт-Петербурге в 1879-82. Возникла после раскола "Земли и воли", сохранила ее программу; отрицание политической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр - Санкт-Петербургский кружок (Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др.), филиалы в Москве, Киеве, Одессе, Харькове. Издание газеты "Черный передел", "Зерно". Лидеры с 1880 в эмиграции, в 1883 основали группу "Освобождение труда". В России после 1 марта 1881 часть членов "Черного передела" вошла в организацию "Народная воля", другие в 80-х гг. продолжали деятельность с позиций "Земли и воли".
АНГЛО-ЕГИПЕТСКИЙ ДОГОВОР 1936 , о дружбе и союзе. Несколько расширив самостоятельность Египта во внутренних и внешних делах, сохранил основные военные позиции Великобритании в Египте. Денонсирован Египтом в 1951; Великобритания признала его отмену в 1954.
РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Изабелла (р . 1952), итальянская киноактриса. Дочь режиссера Р. Росселлини и актрисы И. Бергман. Фотомодель, в частности, косметической фирмы "Ланком". В кино дебютировала в 1976, снявшись вместе с матерью в фильме В. Минелли "Дело времени". Лучшие роли сыграла у Д. Линча ("Синий бархат", 1986) и Э. Феррары ("Похороны", 1996).