Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Страница 13

Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, обозначающим какой-то реальный или мыслимый "кусочек" действительности, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл изучаемых слов, а значит, и словесно раскрывать содержание понятий, обозначенных в языке данными словами.

Как объяснить младшим школьникам значение слова? Отвечая на этот вопрос, невольно вспоминаются слова К.Паустовского. Размышляя о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, имеющие отношения к природе, он писал: "Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову"[19, с.96].

Для осознания значения слова важным для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано впервые. Подбор таких текстов поможет учителю не только провести анализ лексического значения слова, но и оказать определенное воздействие на ученика, даст верное представление о предмете окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом художественного текста, будет способствовать воссоздающему и творческому воображению (см. практическую часть, фрагмент урока N4).

Вот еще несколько заданий, которые можно использовать для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения.

q Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.

q Представь себе, что ты художник. Тебе поручили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.

q Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть в жизни.

q Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова "пенал" человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова?

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

МЕТАЛЛИДЫ (металлические соединения) , химические соединения металлов между собой (интерметаллиды), а также соединения переходных металлов с некоторыми более электроположительными элементами. Металлы могут входить в состав металлидов в стехиометрических соотношениях, образуя дальтониды, или в нестехиометрических, давая бертоллиды. Многие металлиды применяются как магнитные материалы, полупроводники, сверхпроводники.

ЮЖНАЯ ДАКОТА (South Dakota) , штат на севере США. 199,5 тыс. км2. Население 715 тыс. человек (1993). Адм. ц. - Пирр.

ЖАКОБ Франсуа (р . 1920), французский микробиолог, генетик. Один из авторов гипотезы переноса генетической информации и регуляции синтеза белка в бактериальных клетках (концепция оперона). Труды по лизогении (концепция эписом). Нобелевская премия (1965, совместно с А. М. Львовым и Ж. Л. Моно).