Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корнеСтраница 8
На этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг - запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
Как пишет М. Р. Львов, "иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка" [13, с.24].
Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов. Учителя знают о возможности использования элементов этимологического анализа для решения орфографических задач, но прибегают к нему редко из-за отсутствия в собственной методической лаборатории необходимого материала.
При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом П. С. Жедек [6,с.23-28]. Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов.
К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.
Работу по организации тематических групп слов описывает С. Н. Лысенкова [15,с.37].
Часто учителями объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например,
Морковь картофель
Помидор капуста
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова "Сорока и медведь", рассказ А. Вознесенского "Собака".
После знакомства с рассказом "Собака" учитель задает вопрос:
- Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (да)
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву "о".
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например,
Орех (орех круглой формы)
![]() |
ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ (тоновые языки) , языки, в которых тон (во 2-м значении) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский).
ГАББРО (итал . gabbro), интрузивная основная глубинная горная порода; состоит из основного плагиоклаза, пироксенов и небольшого количества рудных минералов. Плотность 2800-3200 кг/м3; прочность на сжатие 80-360 МПа. С интрузиями габбро связаны месторождения магнетита, титано-магнетита, сульфидов никеля, меди и др. Строительный и облицовочный материал.
ЦАГАРЕЛИ Авксентий Антонович (1857-1902) , грузинский драматург. Бытовые комедии "Иные нынче времена" (поставлена 1879), "Ханум" (поставлена 1882). Выступал как режиссер, актер.