Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Страница 7

Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм (со слабыми позициями для гласных и согласных: для первых – положение без ударения, для вторых - положение в конце слова и перед другим согласным), то после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове "трудное" место. Как известно, дети лучше запоминают то, что , как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять "трудное" место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с "окошком" ("дыркой").

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали "трудное" место пропуском буквы - так называемым "окном", или "дыркой". Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо "сигнал опасности" - например, точка:" б.реза".

После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. как оно написано.

Специфическая форма записи слова с пропуском "трудного" места - это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилами: "Обнаружив "трудное" место, не пиши наугад, а оставь "окно" там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к ее решению".

Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой: "б.реза".

Этот прием не равноценен приему записи слова с "дыркой" самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно.

После того как учащиеся записали слово с "окном", они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

Согласно традиционной методике, учитель сам показывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

Здесь целесообразно внести некоторые усовершенствования.

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ГОБИЙСКИЙ АЛТАЙ , юго-восточное продолжение Монг. Алтая на юге Монголии. Длина св. 500 км. Высота до 3957 м. Сейсмичен. Горные степи и полупустыни.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ , соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территорий с единым таможенным тарифом. Товары каждого государства, входящего в таможенный союз, ввозятся на территории др. членов таможенного союза беспошлинно.

НЕПАРНОКОПЫТНЫЕ , отряд млекопитающих. Число пальцев на передних и задних конечностях 1 или 3; сильнее других развит 3-й (средний) палец. 3 семейства: лошадиные, носороги и тапиры.