Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корнеСтраница 6
Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.
Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.
1.Предъявление слова.
В настоящее время используются следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь");
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым "слуховым" образом слов.
2.Работа над "слуховым" образом слов.
В школьной практике распространен следующий способ подачи "словарного" слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: "Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово!" Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.
Такой порядок работы неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют "трудное" место.
ЧУМИЗА , однолетнее травянистое растение семейства злаков. Зерновая и кормовая культура. Наибольшие площади в Азии и Африке. Урожайность зеленой массы 250-300 ц с 1 га, зерна до 30 ц.
ЗЛАТКИ , семейство жуков. Длина 3-100 мм. Ок. 12 тыс. видов. Распространены широко. Личинки живут под корой и в древесине, многие златки - вредители лесов и садов, напр. большая сосновая златка, черная златка.
АРСЕНОПИРИТ (мышьяковый колчедан) , минерал класса сульфидов, FeAsS. Примеси Со, Ni, Au. Оловянно-белый. Твердость 5,5-6; плотность 5,9-6,3 г/см3. Месторождения гидротермальные, пегматитовые и контактово-метасоматические. Руда мышьяка, реже кобальта и золота.