Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Страница 6

Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.

Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1.Предъявление слова.

В настоящее время используются следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь");

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым "слуховым" образом слов.

2.Работа над "слуховым" образом слов.

В школьной практике распространен следующий способ подачи "словарного" слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: "Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово!" Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.

Такой порядок работы неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют "трудное" место.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

МОЛЕТАЙ (Moletai) , город (с 1956) в Литве, на р. Сесартис, в 28 км от ж.-д. ст. Куктишкес. 7 тыс. жителей (1990). Маслозавод.

КОХ (Koch) Йозеф Антон (1768-1839) , австрийский живописец. Пейзажи в духе классицизма и раннего романтизма.

ХАНИ , народ в Китае (св. 1,3 млн. человек) и странах Индокитая. Общая численность 1,48 млн. человек (1992).