Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корнеСтраница 4
В начальных классах написание этих сочетаний обычно заучивается без какого-либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия об орфографической системе.
Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов; например, "калач" по морфологическому принципу следовало бы писать "калач" - от слова "коло" - "колесо" (калач обычно круглый); буква "а" пишется по традиции.
Есть слова, в которых традиция написания может быть подкреплена пониманием морфологического состава слова и даже способа словообразования. Так, написание сложных числительных, которое должно быть усвоено младшими школьниками запоминанием, может быть понято детьми по их образованию: "пять-десят", "пять-сот" и т.п.
Если морфологические написания усваиваются и проверяются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания усваиваются, в большинстве случаев, запоминанием и проверяются по словарю.
Традиционные написания непроверяемы в том смысле, что они не могут быть проверены, подобно морфологическим, сильным позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Но они сохраняют основной признак морфологического написания: единообразное написание корня слова, морфемы. В самом деле, все родственные слова с непроверяемым корнем, например, "-машин-": "машинка", "машинист", "машинный", "автомашина", "машиноведение", "машинопись, - сохраняют единообразное написание этого корня. Это значит, что традиционный принцип по своей функции очень близок принципу морфологическому.
Начиная с первого класса, проводится постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и непроверяемые, и проверяемые: последние в ассоциативных парах (или группах) с проверочными словами: "луг-луга".
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости. Так, в словах "корова", "молоко", "город", "деревня" полногласия "-оро-", "-оло-", "-ере-" пишутся всегда с буквами "о" и "е"; в том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: "город-град" ( "-оро-", чередуется с "-ра-"),"деревня-древо, древесный" ("-ере-", чередуется с "-ре-"), "молоко-млеко, млечный" ("-оло-", чередуется с "-м-").
ДИФФЕРЕНТ (от лат . differens - разница), разница в осадке (углублении) судна носом и кормой.
УДЭГЕЙСКИЙ ЯЗЫК (удэйский) , относится к тунгусо-маньчжурским языкам. Разрабатывается письменность на основе русской графики.
ЕГЕРЕВ Виктор Сергеевич (р . 1923), российский архитектор, народный архитектор СССР (1988). Основные работы (с коллективом авторов): станция метрополитена "Краснопресненская" (1952-53), Дворец пионеров и школьников (1959-62), Музыкальное училище им. Гнесиных (1970-1976), здание Телеграфного Агентства Советского Союза (1965-67) - все в Москве; посольства СССР в Чехословакии (в Праге, 1950-55) и Нигерии (в Лагосе, 1966-68).