Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне
Страница 24

3. Мало дается рекомендаций по работе над значением слов с непроверяемыми написаниями, по разработке упражнений, развивающих не только память, мышление, но и творческое воображение, фантазию детей.

II. Некоторые методические рекомендации по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми гласными в корне в 4 классе

Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 4 классе средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.

В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В качестве экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.

Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие.

Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было – совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались обращать внимание и на развитие речи.

Вокзал

Урок 1

Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто сможет правильно написать это слово на доске?

Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали .

Урок 2

В схема слов записаны только гласные, которые являются орфограммами. Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы. Подчеркните все орфограммы.

. о . . . .

. а . . . . о

. а . . . . о . . . .

. а . . . .

. а . . . . о

(расстояние, вагон, направо, вокзал, налево)

Урок 3

Закончите предложения:

Мы поехали .

Мы забрали бабушку .

. стоит много такси.

для вокзала

на вокзал

с возала

у вокзала

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28

ОКАПИ , парнокопытное животное семейства жирафов. Длина ок. 2 м, высота в холке до 1,2 м, весит ок. 250 кг. Шея и ноги короче, чем у обыкновенного жирафа. Обитает в тропических лесах бассейна р. Конго (Африка). Редок, в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

ЛОБОГРЕЙКА , простейшая жатка на конной или тракторной тяге, применявшаяся для уборки зерновых и других культур. Скошенный хлеб подавался на платформу лобогрейки и вручную вилами сбрасывался на поле.

ОФИОЛИТЫ , комплекс ультраосновных и основных интрузивных (дунитов, перидотитов, пироксенитов, габбро), эффузивных (гипербазитов) и осадочных (преимущественно глубоководных отложений) пород; предположительно рассматриваются как реликты океанической коры геологического прошлого, перемещенные на окраины материков.