Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корнеСтраница 24
3. Мало дается рекомендаций по работе над значением слов с непроверяемыми написаниями, по разработке упражнений, развивающих не только память, мышление, но и творческое воображение, фантазию детей.
II. Некоторые методические рекомендации по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми гласными в корне в 4 классе
Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 4 классе средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.
В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В качестве экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.
Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие.
Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было – совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались обращать внимание и на развитие речи.
Вокзал
Урок 1
Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто сможет правильно написать это слово на доске?
Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали .
Урок 2
В схема слов записаны только гласные, которые являются орфограммами. Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы. Подчеркните все орфограммы.
. о . . . .
. а . . . . о
. а . . . . о . . . .
. а . . . .
. а . . . . о
(расстояние, вагон, направо, вокзал, налево)
Урок 3
Закончите предложения:
Мы поехали . Мы забрали бабушку . . стоит много такси. |
для вокзала на вокзал с возала у вокзала |
ЭЛЕКТРОСКОП (от электро ... и ...скоп), демонстрационный прибор для обнаружения и измерения электрического заряда. Два металлических листочка, заряжаясь одноименно, взаимно отталкиваются; угол "разлета" приблизительно пропорционален электрическому заряду.
ХАБИБ Асадулла (р . 1941), афганский писатель. Реалистическая повесть "Айдын" (1965), рассказы (сборник "Три батрака", 1966); сборник гражданской лирики "Письма, написанные красными красками" (1983). Пьесы "Рвущие цепи" (постановка 1975), "Ночь и кнут" (постановка 1985).
ИНКЛЮЗИВ (от франц . inclusif - включающий в себя), местоименные или глагольные формы, указывающие на то, что адресат речи входит в число участников действия.