Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 17
Лекция-монолог 5%
Чтение (самостоятельное) 10%
Аудио-видеообучение 20%
Показ (демонстрация) 30%
Дискуссионная группа
(обсуждение учебного
материала в малой группе)50%
Практика в процессе деятельности75%
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)90%
Последняя форма является коллективной. Учебная работа имеет специфику: это работа с людьми. Нет учителя без учеников и каждый ученик у кого-то учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность учеников – устроняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.
3.2 Социальная активность учащихся
Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято писать о познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы активизации познавательной деятельности, но все это нисколько не изменило традиционное обучение, которое уже веками в своей основе остается неизменным, а, следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то весьма незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рассмотрении процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е. ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность школьников.[3.27]
I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу, выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30—50 процентов учебного времени. Социальная активность при индивидуально-обособленной учебной работе равна нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет сочинение, усвоит содержание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.
КОЧИН (Коччи) , город и порт в Индии, на Аравийском м., шт. Керала. 564 тыс. жителей (1991). Текстильные, химические, пищевые предприятия, нефтеперерабатывающий завод, судоверфь. Производство черепицы. Рыболовство. Близ Кочина - замок Маттанчери.
ЮЭ (Huet) Пьер-Даниэль (1630-1721) , французский писатель. Автор "Трактата о возникновении романов" (1666).
ОРЛОВ Алексей Григорьевич (1735-1807/08) , граф (1762), генерал-аншеф (1769). Брат Г. Г. Орлова. Один из главных участников дворцового переворота 1762. Командовал российской эскадрой в Средиземном м. За победу у Чесмы (1770) получил титул Чесменского. С 1775 в отставке.