Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 17

Лекция-монолог 5%

Чтение (самостоятельное) 10%

Аудио-видеообучение 20%

Показ (демонстрация) 30%

Дискуссионная группа

(обсуждение учебного

материала в малой группе)50%

Практика в процессе деятельности75%

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)90%

Последняя форма является коллективной. Учебная работа имеет специфику: это работа с людьми. Нет учителя без учеников и каждый ученик у кого-то учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность учеников – устроняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

3.2 Социальная активность учащихся

Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято пи­сать о познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы ак­тивизации познавательной деятельности, но все это нисколько не изме­нило традиционное обучение, которое уже веками в своей основе оста­ется неизменным, а, следовательно, и его эффективность, если и повы­силась, то весьма незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рассмотрении про­цесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е. ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса обучения показыва­ет, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность школьни­ков.[3.27]

I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу, выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30—50 процентов учебного времени. Социальная активность при индивидуаль­но-обособленной учебной работе равна нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет сочинение, усвоит содер­жание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

ВЕРХУВЕН (Verhoeven) Пауль (р . 1938), нидерландский кинорежиссер. Начинал карьеру как документалист, в 1971 дебютировал в игровом кино. Удачно сложился его творческий союз с актером Рутгером Хауэром. Известность принесла ему эротико-сатирическая комедия "Турецкое наслаждение" (1973), международное признание - масштабный псевдоисторический боевик "Плоть + Кровь" (1985), открывший ему дорогу в Голливуд, где были сняты "Робокоп" (1987), "Вспомнить все" (1990), эротический триллер "Основной инстинкт" (1992).

АББАЙ , название верхнего течения р. Голубой Нил пределах Эфиопии.АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (1901-90), итальянский философ, сторонник т. н. позитивного экзистенциализма, стремящегося преодолеть субьективизм и пессимизм других представителей этого учения (Хайдеггер, Сартр).

ЖУТОВСКИЙ Борис Иосифович (р . 1932), российский художник. Мастер книжного оформления и абстрактной (в духе информеля, с элементами фэнтези) живописи, примыкал к русскому "неофициальному искусству". Создал также большой цикл графических портретов современников-шестидесятников.