Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 20
Содержание игры:
Игра, как и всякий опрос, должна занимать не более 20-25 мин урока. Для докладов планируют два-три вопроса. Акты заплоняют во время ответа товарища, причём ошибки не только фиксируют, но и исправлают. В конце каждого доклада учащимся предоставляют время для его общей оценки и вывода.
План оценки ответа может быть следующим:
1. Оценка правильности ответа.
2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказательства и примеры).
3. Характеристика полноты ответа.
4. Оценка логичности построения ответа.
В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.
Вакансия
Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующии вакнсии: заведующий лабораторией, старший научный струдник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор специалистов. Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, прктики.
На должность принимаются претенденты, которые сумели првильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.
Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и определяет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные должности). Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.
Учащиеся тоже готовятся и оформляюткласс для игры (рисуют плакат с названиями лаборатории и вакнтных должностей, таблички на стол экспертов).
Содержание игры
Пежде всего выявляются претенденты на вакнтные должности (не более двух-трёх человек на должность). Претендентам выдаются карточки-тесты, и они занимают заранее приготовленные для них места и приступают к работе. Затем класс делится на три группы экспертов.
Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспретов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут работать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: претендентам и экспертам - отводится время для составления ответов на ворпросы теста (15 мин).
Заслушивание ответов - самая ответственная часть урока. Эксперты, выслушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту, чёткость, и рпедлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они высказывают своё мнение о претендентах (20).
Далее следует подведение итогов конкуса. Прошедшие по конкусу занимают свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).
Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количество теплоты» (8 класс).
I. Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:
ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич [1774 , Выйский завод, Урал - 15 (27) июня 1842, Нижний Тагил] и Мирон Ефимович [1803, Выйский завод - 5 (17) октября 1849, Нижний Тагил], российские механики-изобретатели, отец и сын, создатели первого русского паровоза. Начало работы на Выйском заводеЧерепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых на Урале. Ефим с детства любил столярное и слесарное дело; подобные мастера ценились в заводском поселке. Совсем молодым человеком он был принят на Выйский завод в качестве "мехового" мастера (так называли мастера по воздуходувным устройствам, которые тогда играли важную роль в металлургии). Демидовы скоро обратили внимание на незаурядные способности Ефима и стали привлекать его к работе связанной с организацией горнометаллургической промышленности. Женитьба, рождение сынаВ 1801 Ефим женился, через два года у него родился сын Мирон. В 1807 Черепанов-старший был переведен на должность "плотинного" - ответственного за устройство и исправность гидротехнических сооружений и водяных двигателей - сначала на Выйском, а затем и на всех девяти Нижнетагильских заводах. Мирон с ранних лет пристрастился к "механическому искусству" и помогал отцу. В 1813 он в возрасте 12 лет "по причине высокой грамотности" был принят в контору Выйского завода. Крепостная зависимостьНесмотря на большие заслуги, Черепановы долгое время оставались крепостными Демидовых. За изобретательскую деятельность Ефим получил вольную лишь в 1833 в возрасте 59 лет, а Мирон был освобожден в 1836. Перед освобождением с них было взято обязательство "на службу господам доверителям", то есть Демидовым. Потребность в паровых двигателях. Создание "механического заведения"В начале 19 в. развитие производства на Урале стало тормозиться недостаточностью энергетической базы. Возникла потребность в паровых двигателях. На отдельных рудниках появились паровые машины, но Демидовы по-прежнему делали ставку на дешевую рабочую силу крепостных, конную тягу и водяные двигатели. В обстановке недоверия и недоброжелательства Ефим Черепанов в 1820 построил свою первую опытную паровую машину. Постройка паровой машины стала возможной после создания Е. Черепановым в конце 1810-х гг. при Выйском заводе "механического заведения", где под руководством Ефима работали кузнецы, слесари и плотники. Со временем оно превратилось в "Выйскую машиностроительную фабрику".Командировка в АнглиюВесной 1821 Н. Н. Демидов направил старшего Черепанова в Англию для выяснения причин падения сбыта уральского железа. Ефим надеялся изучить зарубежную технику, но английские фирмы, охраняя свое монопольное положение на международном рынке паровых двигателей, никаких "секретов" не выдали. Ефим видел прямую связь между падением сбыта уральского железа и технической отсталостью его производства. По возвращении из Англии он указал на необходимость модернизации производства и поставил вопрос о постройке паровых двигателей. Но слишком велико было недоверие Н. Н. Демидова к своему "домашнему мастеру"; лишь в конце 1824 он разрешил построить небольшую паровую машину. Вскоре она была готова и превзошла все ожидания. Совместная работаВ 1825 здоровье Ефима пошатнулось, он жаловался на ослабление зрения. Демидов отстранил его от строительства на медном руднике и назначил на должность "плотинного" Выйского завода 22-летнего Мирона, который к тому времени выполнял обязанности помощника главного механика Нижнетагильских заводов.Отец и сын стали готовить рабочие чертежи новой паровой машины и в 1826 получили согласие и 10 тысяч рублей на ее сооружение. Была создана 30-сильная паровая машина для медного рудника, а вслед за ней еще две, более мощные. Всего с 1824 Черепановы изготовили более 20 машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил. Кроме того, было построено множество оригинальных металлорежущих станков. Первый русский паровозВ 1833 Мирон был командирован в Англию для изучения опыта "выделки полосного железа посредством катальных валов", "томления и плавки стали на тамошний манер", а также добычи, обжига и плавки железных руд. Мечтая о постройке "паровых телег", он постарался увидеть в стране прославленного Стефенсона как можно больше паровозов и железнодорожных сооружений. По возвращении Мирона Черепановы приступили к сооружению паровоза. В августе 1834 первый русский паровоз был "пущен на колесопроводы". Он перевозил 3,5 т груза со скоростью до 15 км/ч по чугунной рельсовой дороге, проложенной на 800 м. В марте 1835 завершилось сооружение второго паровоза грузоподъемностью 17 т; в нем были воплощены передовые технические идеи того времени. Первая русская железная дорогаПаровоз полностью отвечал своему назначению, и было решено "продолжить чугунные колесопроводы до медного рудника", чтобы использовать паровоз для доставки руд на завод. Быстро построенная железная дорога Нижнетагильских заводов протяженностью 3,5 км была включена в производственный процесс. Она возникла раньше Царскосельской, о которой позднее писали как о первой в России. У Черепановых были все технические предпосылки для широкого применения опыта строительства дороги, но они не получили поддержки ни хозяев, ни заводской администрации. Благодаря Черепановым Россия стала второй страной в мире (после Англии), где строились свои паровозы. По времени введения железных дорог с паровой тягой Россия занимала 4-е место - после Англии, США и Франции. Создание заводской школыЧерепановы уделяли большое внимание подготовке специалистов из детей крепостных. Весной 1833 в помещении Выйского механического заведения, ставшего передовым техническим центром Нижнетагильских демидовских заводов, была открыта Высшая заводская школа для учеников старшего класса Выйского училища, проявивших способности к технике. Мирон преподавал в ней механику.Труды Черепановых не получили при их жизни ни заслуженной известности, ни должного развития. В 1842 Ефим скончался, "выезжавши еще накануне смерти по делам службы". Сын всего на семь лет пережил отца.Литература:Бойко Ф. И. Замечательные русские механики Черепановы. Свердловск, 1952. Виргинский В. С. Ефим Алексеевич Черепанов и Мирон Ефимович Черепанов. М., 1986.Е. С. Куранский
МОЗАИЦИЗМ , наличие в тканях растения, животного, человека или в клоне микроорганизма клеток с различной наследственной структурой. Возникает в результате перераспределения (рекомбинации) генов, мутаций или неправильного расхождения хромосом в процессе деления клеток. С мозаицизмом связаны некоторые наследственные болезни человека. См. также Гинандроморфизм, Химера.
ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ , электростанция, преимущественно тепловая, оборудование которой размещается на судне, железнодорожной платформе, шасси автомобиля и т. п. Источником механической энергии на передвижной электростанции обычно служат дизели и газовые турбины. Распространены дизельные передвижные электростанции (до 150 кВт) и энергопоезда с дизель-электрическими агрегатами (5-10 МВт).