Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 13
Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков [12.15]:
формирования знаний
закрепления и совершенствования знаний
формирования и совершенствования знаний
формирования умений и навыков
совершенствования знаний, умений и навыков
применения знаний на практике
повторения и систематизации знаний
проверки знаний
комбинированный урок
Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так, уроки формирования знаний могут проходить в виде киноуроков, а также быть построенными на проблемной ситуации. К. урокам формирования знаний относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и совершенствования знаний, совершенствования знаний, умений и навыков являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки устной, письменной проверки знаний.
При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа целесообразно выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока), комбинирование которых может представить множество вариантов (по Шамовой Т. И. см. таблица №4).
МУЗЕУС Иоганн Карл Август (1735-87) , немецкий писатель. Его переработка германских, романских и славянских преданий (сборник "Народные сказки немцев", 1782-86) предвосхитила сказки романтиков Л. Тика, Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо.
ЖЕРМЕН (Germain) Теодор (р . 1920), французский физик, непременный секретарь Института Франции, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Возглавлял Национальное управление по аэронавтике (1962-67). Труды по теории сверхзвуковых и околозвуковых течений, ударным волнам, магнитной гидродинамике, динамике плазмы.
БЕРЛИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 16 .4-8.5.1945, во время Великой Отечественной войны. Советские войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов (Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев) прорвали оборону немецких войск на рр. Одер, Нейсе и Зеловских высотах, окружили крупные группировки немецких войск в Берлине и юго-восточнее Берлина, а затем в упорных боях ликвидировали их. 30 апреля советские войска штурмом овладели рейхстагом; 2 мая остатки берлинского гарнизона капитулировали. 8 мая представители германского командования подписали в Берлине акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.