Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 9
Формирование знаний учащихся помимо урока соответствующего типа можно проводить на лекции, конференции, экскурсии. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. В структуре лекции отсутствует беседа как метод обучения. Учебная, лекция рассчитывается на учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения.
Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, организовать дискуссию учеников. Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель определяет учащимся темы докладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога заключается в комментировании полемики школьников, подведении итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана на учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой.
На учебной экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными экспонатами в музее, работой механизмов на предприятии, наблюдая за разнообразными процессами, происходящими в природе.
На формирование знаний учащихся нацелена и упреждающая консультация, позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке материал с теми учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили его.
Закрепление и совершенствование знаний можно помимо урока соответствующего типа проводить на семинаре, заключительной конференции, экскурсии. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся.
Заключительная конференция может строиться как в форме дискуссии, так и в форме диспута, на котором обсуждаются полярные точки зрения. Учитель подводит итоги обсуждения и формулирует выводы. Эта форма организации обучения рассчитана преимущественно на учащихся старших классов.
На заключительной экскурсии учащиеся, заранее подготовленные, уже усвоившие материал, с большим вниманием, осознанно рассматривают объекты, стенды, наблюдают различные процессы. Так совершенствуются, углубляются их знания. Полезна и заключительная консультация по изученному материалу.
С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующего типа урока — в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности.
ЭСПАНДЕР (от лат . expando - распростираю, растягиваю), спортивный снаряд, обычно состоящий из двух ручек, соединенных несколькими резиновыми шнурами или пружинами, для развития мышц рук, груди и спины.
НАНСИ (Nancy) , город на северо-востоке Франции, административный центр департаментов Мерт и Мозель. Порт на р. Мерт и канале Марна - Рейн. 102 тыс. жителей (1990). Центр Лотарингского индустриального района. Машиностроение, производство художественного стекла и фаянсовых изделий. Университеты. Музеи: изящных искусств; школы Нанси; истории герцогства Лотарингского. Известен с 10 в. В 13-18 вв. резиденция лотарингских герцогов. Около Нанси 5.1.1477 наемная швейцарская пехота и эльзас-лотарингские войска герцога Лотарингского разгромили рыцарскую конницу бургундского герцога Карла Смелого (погиб в бою), что привело к распаду Бургундского герцогства. Ансамбль пл. Станислава, Карьер и Королевской - пример барочного градостроительства (18 в.).
ИСАЧЕНКО Анатолий Григорьевич (р . 1922), физикогеограф и картограф, доктор географических наук, профессор С.-Петербургского университета (с 1964). Основные труды по общим вопросам ландшафтоведения, физико-географическому районированию, составлению ландшафтных карт.