Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 11

Собеседование, как и зачет, только в форме индиви­дуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.

Контрольные функции обучения реализует также олимпиада, которая предполагает решение наиболее пыт­ливыми и целенаправленными школьниками оригиналь­ных задач, выполнение необычных, повышенной

сложно­сти заданий. В ходе олимпиады выявляется общий уро­вень преподавания предмета и развития учащихся.

Функцию контроля знаний выполняет и учебно-прак­тическое занятие. Ученики получают конкретные задания, по выполнению которых отчитываются перед препода­вателем.

Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функ­ций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятель­но изготавливают изделия, проводят измерения и отчи­тываются за проделанную работу перед учителем, мастером.

Экзамен — это форма организации обучения, позволя­ющая реализовывать контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами: выполнение уча­щимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

Названные формы организации обучения применяют­ся как при изучении предметов, предусмотренных учеб­ным планом в числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факульта­тивах).

2.3 Функции форм обучения

Б. Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения [7. 358 ].

Ø Обучающе-образовательная

Ø Воспитательная

Ø Организационная

Ø Психологическая

Ø Развивающая

Ø Интегрирующе-дифференцирующая

Ø Систематизирующая и структурирующая

Ø Комплексирующая и координирующая

Ø Стимулирующая

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения кон­струируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формиро­вания их мировоззрения, развития дарований, практических спо­собностей, активного участия в производстве и общественной жиз­ни. Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в раз­нообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достига­ет целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчи­вость и волю. Постоянно подкрепляются и укрепляются мораль­но-волевые качества детской личности. Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств. Ада­птация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро выраба­тывать установку на труд в определенных условиях. Психологиче­ская функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощен­ности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создает­ся обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержа­тельная форма учебных занятий в совокупности с активными ме­тодами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, иг­ровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комп­лекс психических процессов.Формы организации учебного процесса обеспечивают коллек­тивную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, ре­ализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс кол­лективной познавательной деятельности. Дети познают сооб­ща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать воз­можностью индивидуализации деятельности школьников, обес­печивать работу по продвинутым программам одних и подтяги­ванию до средне обязательного уровня других. Систематизирую­щая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ,..1) вещества, обладающие противомикробным действием и применяемые главным образом для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей (напр., борная кислота, бриллиантовый зеленый)...2) Химические вещества, используемые для предохранения от разрушения микроорганизмами древесины, пластмасс, текстиля, кож, пищевых продуктов и др. (напр., фенолы и их производные, креозот, бензойная кислота и т. д.). Этими средствами пропитывают или покрывают защищаемый материал либо вводят их в его состав.

ТАЛЛИН , (Tallinn) столица Эстонии, железнодорожный узел и порт на Балтийском м. 482 тыс. жителей (199..1). Машиностроение и металлообработка (электротехническое оборудование, радиоаппаратура, приборы, нефтеаппаратура, экскаваторы, судоремонт и др.), химическая и химико-фармацевтическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая, легкая (хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия и др.), пищевая промышленность. АН Эстонии, 4 вуза (в т. ч. консерватория), 5 театров (в т. ч. театр оперы и балета "Эстония"), 19 музеев (исторический, морской, природы, парк-музей народного зодчества и быта, мемориальный музей А. Таммсааре и Э. Вильде, дома-музеи М. Рауда и Ф. Тугласа и др.). Известен с 1154 (в русских летописях) под названием Колывань, в ливонских хрониках - Линданисе. В 1219-1917 официальное название Ревель. В 13-16 вв. под властью Дании, затем Швеции, в 1710 присоединен к России. С 1918 столица Эстонии. В Вышгороде - замок (13-16 вв.) и готическая Домская церковь (13-15 вв.); в Нижнем городе - ратуша (14-15 вв.), здание Б. Гильдии (15 в.), готические церкви: Олевисте (15 - нач. 16 вв.), Нигулисте (13-15 вв.) и Пюхавайму (Св. духа; 14 в.), городские укрепления (14-16 вв.), многочисленные жилые дома (15-18 вв.), дворец Кадриорг (18 в.).

ФИЛАТЕЛИЯ (от фил ... и греч. ateleia - освобождение от оплаты), коллекционирование марок и др. знаков почтовой оплаты. Зародилась в 40-е гг. 19 в. Термин "филателия" введен французским коллекционером Г. Эрпеном в 1864. В Международной федерации филателии ФИП (FIP; основана в 1926) св. 60 стран (1987; Россия с 1993).