Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 11
Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.
Контрольные функции обучения реализует также олимпиада, которая предполагает решение наиболее пытливыми и целенаправленными школьниками оригинальных задач, выполнение необычных, повышенной
сложности заданий. В ходе олимпиады выявляется общий уровень преподавания предмета и развития учащихся.
Функцию контроля знаний выполняет и учебно-практическое занятие. Ученики получают конкретные задания, по выполнению которых отчитываются перед преподавателем.
Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят измерения и отчитываются за проделанную работу перед учителем, мастером.
Экзамен — это форма организации обучения, позволяющая реализовывать контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.
Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).
2.3 Функции форм обучения
Б. Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения [7. 358 ].
Ø Обучающе-образовательная
Ø Воспитательная
Ø Организационная
Ø Психологическая
Ø Развивающая
Ø Интегрирующе-дифференцирующая
Ø Систематизирующая и структурирующая
Ø Комплексирующая и координирующая
Ø Стимулирующая
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно подкрепляются и укрепляются морально-волевые качества детской личности. Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств. Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
НИЗАМ АЛЬ-МУЛЬК (1017-92) , везир (с 1063) правителей государства Сельджукидов Алп-Арслана, затем Мелик-шаха. Сторонник сильной центральной власти. Свои взгляды изложил в "Книге о правлении". Убит исмаилитами.
ТОНКОВ Владимир Николаевич (1872-1954) , российский анатом, академик АМН СССР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1934), генерал-лейтенант медицинской службы. Труды посвящены нормальной и сравнительной анатомии, гистологии и эмбриологии человека и животных. Автор "Руководства нормальной анатомии человека" (1918; 5-е издание, 1953 - под названием "Учебник нормальной анатомии человека"). Создал школу анатомов.
ВОРОН , приспособление в виде массивного крюка или колодезного "журавля", применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, высадки на стены крепости вооруженных воинов и при абордаже кораблей.