Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 8
2.2 Конкретные формы обучения
Конкретные формы организации учебного процесса есть только применение общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами. И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков. [12.9 ]
Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизировать знания по ранее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена — формировать новые знания — подчиняет себе все остальные, используемые для ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изученное, но главная его цель — закрепить и усовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу программы.
Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе одного звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.
Таблица №4. Конкретные формы обучения
Конкретные формы организации обучения
ведущие цели
Формирование знаний | Закрепление и систематизация знаний | Формирование умений и навыков | Повторение и систематизация знаний | Контроль за усвоением знаний, умений, навыков |
Лекция конференция экскурсия предваряющая консультация. |
семинар заключительная конференция конференция экскурсия. |
Учебно-практическое занятие практическое занятие практикум |
обзорная лекция конференция экскурсия консультация |
зачёт собеседование учебно-практическое занятие экзамен олимпиада практикум |
ИНТЕГРАЛ (от лат . integer - целый), см. Интегральное исчисление.
ФРАНКЛЕНД (Frankland) Эдуард (1825-99) , английский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1876). Ввел термин "валентность" (1853).
ДАВИД Д'АНЖЕ (David d'Angers) Пьер Жан (1788-1856) , французский скульптор и медальер. Портреты, отмеченные романтической взволнованностью.