Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 8

2.2 Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации учебного процесса есть только применение общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами. И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенно­стей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: фор­мирования новых знаний, закрепления и совершенствова­ния знаний, формирования умений и навыков, примене­ния знаний на практике, повторения, систематизации зна­ний, контроля усвоения знаний, умений и навыков. [12.9 ]

Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизировать знания по ра­нее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена — формировать новые знания — подчиняет себе все остальные, используемые для ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изучен­ное, но главная его цель — закрепить и усовершенство­вать знания по только что рассмотренному разделу про­граммы.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе одного звена можно сконструиро­вать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.

Таблица №4. Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации обучения

ведущие цели

Формирование знаний

Закрепление и систематизация знаний

Формирование умений и навыков

Повторение и систематизация знаний

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков

Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

АКУТАГАВА Ясуси (1925-89) , японский композитор. Оперы "Темное зеркало" (1960), "Орфей в Хиросиме" (1967), балеты "Грезы озера" (1950), "Потерянный рай" (1951), Триптих для струнного оркестра и др.

ЕДИНОЕ , центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином.

РЕПАТРИАЦИЯ ЗАЙМОВ , возвращение в страну облигаций займов, размещенных среди иностранных держателей за границей. Осуществляется путем скупки этих облигаций выпустившим их государством или его гражданами.