Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 8

2.2 Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации учебного процесса есть только применение общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами. И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенно­стей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: фор­мирования новых знаний, закрепления и совершенствова­ния знаний, формирования умений и навыков, примене­ния знаний на практике, повторения, систематизации зна­ний, контроля усвоения знаний, умений и навыков. [12.9 ]

Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизировать знания по ра­нее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена — формировать новые знания — подчиняет себе все остальные, используемые для ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изучен­ное, но главная его цель — закрепить и усовершенство­вать знания по только что рассмотренному разделу про­граммы.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе одного звена можно сконструиро­вать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.

Таблица №4. Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации обучения

ведущие цели

Формирование знаний

Закрепление и систематизация знаний

Формирование умений и навыков

Повторение и систематизация знаний

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков

Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ИНТЕГРАЛ (от лат . integer - целый), см. Интегральное исчисление.

ФРАНКЛЕНД (Frankland) Эдуард (1825-99) , английский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1876). Ввел термин "валентность" (1853).

ДАВИД Д'АНЖЕ (David d'Angers) Пьер Жан (1788-1856) , французский скульптор и медальер. Портреты, отмеченные романтической взволнованностью.