Фразиологизмы
Фразиологизмы
Страница 28

В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В.Гавриш, Л.А.Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.

Интерес для нас представляет диссертация Н.В.Гавриш, в которой развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста показано на материале малых фольклорных форм – пословиц, загадок, поговорок, а также фразеологизмов.

При знакомстве детей с фразеологическими оборотами ею решались следующие задачи:

1. Выявить особенности восприятия детьми образного строя литературных и фольклорных произведений.

2. Определить уровни развития образной речи в словесном творчестве и критерии оценки связного высказывания детей с точки зрения их выразительности.

3. Разработать содержание и методы формирования образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку и ознакомления с художественной литературой.

4. Определить пути использования малых фольклорных форм и фразеологизмов для развития образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях.

Ею использовались следующие приемы работы с фразеологизмами:

- знакомство с устными выражениями в процессе чтения художественного произведения;

- выделение фразеологизмов детьми из текста прочитанного произведения с помощью вопросов;

- анализ фразеологизмов воспитателем, объяснение их Значения;

- выполнение творческих заданий на материале фразеологической лексики (составление рассказов по фразеологизмам).

Н.В.Гавриш показала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи.

Важен вывод о необходимости формирования понимания у дошкольников целесообразности использования образных выражений в литературных произведениях, что повышает возможность включения фразеологических оборотов в их собственные высказывания.[47]

Основу нашего исследования составляет диссертационная работа И.Н.Митькиной, выполненная на кафедре методики дошкольного воспитания и обучения факультета дошкольной педагогики и психологии Московского государственного педагогического института, которая посвящена проблеме особенностей овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни.

В диссертации И.Н.Митькиной представлен анализ педагогических исследований, посвященных вопросам словарной работы в разных возрастных группах. Особое внимание уделяется критериям определения содержания лексического материала для дошкольников; последовательности работы над словом; методам и приемам, применяемым на определенном этапе обучения.

Важным для нас явилось изучение педагогических условий, способствующих накоплению, пониманию значений и активизации фразеологизмов в речи детей старшего дошкольного возраста, отраженных в данной диссертационной работе.

Анализ результатов экспериментальной работы И.Н.Митькиной показал, что разработанная методика обогащения словаря старших дошкольников фразеологическими единицами способствует: формированию интереса к образным средствам номинации; развитию умений выделять образные выражения речи, понимать смысл необычного сочетания слов из контекста, произвольному включению фразеологических средств в собственные высказывания; точности словоупотребления[48].

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32

ПАЖ (франц . page), в средневековой Зап. Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари. В России в нач. 18 в. придворное звание, затем воспитанник пажеского корпуса.

ЧИГОРИН Михаил Иванович (1850-1908) , российский шахматист, основоположник русской шахматной школы. Претендент на звание чемпиона мира в 1889-95; чемпион России (1899-1906).

ЯМАДА Косаку (1886-1965) , японский композитор и дирижер. Один из основоположников японской современной музыки. Опирался на европейские музыкальные традиции. Организатор и руководитель Токийского филармонического оркестра (1914), Японского филармонического общества (1925). Опера "Черный корабль" (1939) и др., кантаты, симфонии, хоры, песни. Музыкально-теоретические труды.