Фразиологизмы
Фразиологизмы
Страница 26

Основы приобщения детей к родному слову были заложены задолго до становления методики развития речи как науки.

Е.Н.Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей». Она пишет также, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи» .[41]

Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е.А.Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык…В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить».[42]

Впервые, формирование фразеологического словаря в дошкольном возрасте, как актуальная проблема, была поставлена в диссертационном исследовании Ю.С.Ляховской, выполненной под руководством А.М.Бородич, в конце 60-х гг. она экспериментальным путем доказала, что старшим дошкольникам доступно понимание значений многих фразеологических оборотов. Ею были намечены вопросы для дальнейшего изучения, в частности, методика работы над этой лексической группой, уточнение количественного и качественного состава фразеологического словаря.[43]

В работах Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, М.М.Кониной, Н.П.Савельевой, Ю.С.Ляховской, В.И.Коник, В.И.Яшиной были сформулированы принципы отбора лексики для обучения детей родному языку в детском саду:

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ИМАТРА (Imatra) , водоскат на р. Вуокса, в Финляндии. Протяженностью 1,5 км, высота падения воды 18,4 м. ГЭС. Туризм.

СТАНОВОЙ (становой пристав) , в России с 1837 полицейское должностное лицо, заведовавшее станом. Назначался губернатором, подчинялся исправнику, имел в своем распоряжении полицейских урядников (с 1878).

ШОЛОХОВ Михаил Александрович (1905-84) , русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Книга "Донские рассказы" (1926). В романе "Тихий Дон" (кн. 1-4, 1928-1940; Государственная премия СССР, 1941) - драматическая судьба донского казачества в годы 1-й мировой и Гражданской войн, трагическая обреченность героя, ввергнутого в хаос исторических катаклизмов, проблемы народа и личности в революции. В романе "Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932-60; Ленинская премия 1960) изображение коллективизации отмечено заданностью идеологических установок. Великой Отечественной войне посвящен неоконченный роман "Они сражались за Родину" (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказы, в т. ч. "Судьба человека" (1956-57). Публицистика. Нобелевская премия (1965).