Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Страница 7

Среди нормально развивающихся детей установление равенства затруднило лишь трех учеников (6%), но после перечета предметов и они правильно выполнили задание.

Нужно отметить, что дети с ЗПР сразу, “на глаз” могли определить количество групп из одного, двух или трех предметов. При предъявлении большего по количеству множества они пересчитывали каждую группу по единице в отличие от своих сверстников, развивающихся нормально, которые могли схватывать “глазами” числовые фигуры из четырех и пяти предметов, т.е. опирались на восприятие числовых групп, а не перечитывали их по единице.

Интересные результаты получены при выполнении детьми задания по уравниванию неравночисленных множеств однородных предметов. Им предлагался наиболее легкий вариант, когда разность равна 1 (в пределах пяти). Некоторые учащиеся ЗПР (10%) даже не пытались справиться с этим заданием, отмечая: “Не умею”, “Не знаю”. Около половины данной группы 16%) дали оба способа уравнивания — как добавлением предмета в меньшую группу, так удалением предмета из большей группы. Остальные дети (44%) смогли уравнять группы лишь одним из способов — чаще путем добавления недостающего предмета (33%), реже — удаляя лишний предмет (11%).

В группе первоклассников массовой школы обоими способами уравнивания владеют большинство детей — 86% . Остальные применили один из способов — приблизительно поровну каждый. В отличие от группы детей с ЗПР здесь не встретилось и одного ребенка, который не владел хотя бы одним из способов уравнивания неравночисленных множеств.

Таблица 2

Успешность определения количественных отношений шестилетними детьми с ЗПР и нормально развивающимися (в %)

Испытуемые

Адекватное использование понятий

Уравнивание неравночисленных множеств

“больше-меньше”

“только же”

“на сколько больше”

Не владеют никаким способом

Владеют одним способом

Владеют двумя способами

С ЗПР

82

73

7

10

44

46

Нормально развивающиеся

100

94

80

0

14

86

Сводные данные об успешности определения количественных отношений детьми обеих категорий (в %) приведены в табл.2.

Таким образом, результаты овладения понятиями “больше”, “меньше”, “столько же” оказались близкими у испытуемых обеих групп. Значительно более низкие показатели у детей с ЗПР выявились при определении разностного сравнения (на сколько больше — меньше?). Умение уравнивать неравночисленные совокупности также было лучше у учащихся общеобразовательной школы. Они в большинстве своем овладели обоими способами уравнивания. Среди шестилетних детей с ЗПР лишь около половины владеют этим умением. В этой группе встретились испытуемые, которые совсем не смогли выполнить задание на уравнивание.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ПОТОСИ , город в Боливии, административный центр департамента Потоси. 112 тыс. жителей (1992). Цветная металлургия, обувная, пивоваренная промышленность. Центр добычи главным образом оловянных руд. Университет. Барочные церкви Сан-Лоренсо (ок. 1548-1744), Сан-Франсиско (1548-1726), Ла Компаньия (1590-1707); монетный двор (ныне Национальный музей; 1759-73). Основан в 1545.

ОСИПОВ Юрий Сергеевич (р . 1936), российский математик и механик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), президент РАН с 1991. С 1992 председатель Комиссии по государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники. Труды по теории управления, дифференциальным уравнениям и их приложениям. Ленинская премия (1976).

ФУТУРИЗМ (от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из "Гилеи", участников "Ассоциации эгофутуристов", "Мезонина поэзии", "Центрифуги") отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").