Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Страница 11

Таким образом, по умению решать самые простые задачи на нахождение суммы шестилетние дети с ЗПР

приближаются к нормально развивающимся. Хуже справляются они с задачами на нахождение остатка. Самые большие затруднения у обеих групп, а особенно у детей с ЗПР, вызвала задача, более сложная по способу выражения ее математического содержания. Хотя по результатам решения этой задачи дети с ЗПР значительно уступали нормально развивающимся, однако по характеру последующего обоснования своего решения многие нормально развивающиеся испытуемые действовали сходно с детьми, имеющими ЗПР. Они утеряли основное в математическом содержании задачи и ориентировались на то, что птицы улетели, т. е. их стало меньше, а потом не стало совсем (отсюда “ноль” как результат вычислений). Очевидно, тем и другим детям оказалось трудно совершить двусторонние мыслительные действия, т. е. мыслить обратимо по отношению к количеству улетевших птиц (трудно было представить себе, что птицы улетели, и, следовательно, их количество уменьшалось, и одновременно, что количество улетевших птиц постепенно увеличивалось). Очевидно, чем сложное способ выражения в задаче предметно-количественных отношений, тем труднее эта задача для понимания ее детьми не только с отклонениями в развитии, но и развивающимися нормально.

Учащиеся обеих сравниваемых групп правильно выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера: большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и низкий. Но самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих отсутствует. Дети обеих групп заменяют их в своей речи универсальным признаком — большой и маленький. При этом дети с ЗПР не только хуже своих сверстников, развивающихся нормально, пользуются этими терминами. Чаще других дети употребляют термины “длинный” и “короткий” (35% детей с ЗПР и 50% первоклассников массовой школы), “толстый” и “тонкий” — ответственно33 и 66% , “широкий” и “узкий” употребляют значительно реже — 5 и 20% , а слова “высокий” и “низкий” — почти никто.

Кроме того, встретились замены признаков в обеих группах испытуемых: вместо “высокий” — “длинный”, а также неточное употребление слов-признаков размера: “худенький” вместо “тонкий”, “недлинный” вместо “короткий”.

Можно сказать, что по данному разделу программы показатели обеих сравниваемых групп были близкими, хотя испытуемые с ЗПР дали несколько худшие результаты, чем учащиеся общеобразовательной школы.

Проверка умения ориентироваться в пространстве показала, что большинство шестилетних детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе (70% верных ответов), значительно хуже — на собеседнике (36% правильных ответов). Испытуемые сравниваемой группы дали соответственно 80% и 50% правильных ответов. Учащиеся ЗПР, кроме того, хуже ориентировались на листе бумаги: не могли сразу показать верх, низ, найти левую и правую сторону тетради. Они часто сомневались по сравнению с первоклассниками общеобразовательной школы, действовали более робко, неуверенно.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

КЫР , плосковерхие плато или останцы, обычно с крутыми или обрывистыми и нависающими склонами (чинками), главным образом в Ср. Азии.

ЖИВОТНОВОДСТВА ИНСТИТУТ Всеросийский научно-исследовательский (ВИЖ) РАСХН , создан в 1929, с 1961 в пос. Дубровицы Московской обл. Сеть филиалов и экспериментальных хозяйств. Исследования по технологии животноводства, выведение новых пород сельскохозяйственных животных и др.

ТЕРМОЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ , реакции слияния легких ядер в более тяжелые, происходящие при высоких температурах. Сопровождаются выделением энергии; основной источник энергии Солнца и др. звезд (см. также Управляемый термоядерный синтез).