Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развитияСтраница 12
Из геометрических фигур испытуемые обеих групп легче всего находили и называли круг (93% детей с ЗПР и 100% нормально развивающихся). Пять детей (9%) с ЗПР назвали круг шариком или мячиком. Треугольник назвали правильно 84 и 90% испытуемых каждой группы. Дети с ЗПР смешивали треугольник с прямоугольником (половина всех ошибок), а также с квадратом (16% ошибочных ответов). Встретилась характерная для детей дошкольного возраста замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например, треугольник — крыша”, “линейка”, “домик” (33% ошибок).
Квадрат назвали правильно 77% испытуемых с ЗПР и 92% первоклассников массовой школы. Не назвали эту геометрическую фигуру пять детей с ЗПР, 10 человек назвали ее кубиком, два человека — окошком.
Около 56% испытуемых с ЗПР верно узнали прямоугольник. Остальные учащиеся либо совсем не назвали данную фигуру (14 чел.), либо дали ошибочные названия, смешивая ее с квадратом (4 чел.), треугольником (4 чел.), овалом (1 чел.). В сравниваемой группе было 92% правильных ответов.
Овал узнали 44% детей с ЗПР и 60% учащихся, нормально развивающихся. Чаще всего шестилетние дети с ЗПР просто не знали названия этой фигуры (23 чел.— 30%), иногда они смешивали ее с другими геометрическими фигурами, чаще с кругом (5 чел.), квадратом (1 чел.), ромбом (1 чел.). Во многих случаях дети обозначали ее названиями предметов, близких по форме: “огурец”, “колбаска”, “полукруг”, “шляпа”. В группе первоклассников общеобразовательной школы были аналогичные ошибки. Чаще всего они смешивали названия геометрических фигур, особенно квадрат и прямоугольник, треугольник и квадрат, овал и круг. В отличие от детей с ЗПР они реже заменяли геометрические фигуры названиями похожих по форме предметов. Подобные ошибки у них были единичными.
ДЕКАНТАЦИЯ (от франц . decanter - сцеживать, сливать), сливание жидкости с отстоявшегося осадка. Лабораторный и технический способ промывания осадков, а также извлечения растворимых соединений из твердых веществ (напр., путем декантации отделяют раствор сахара после обработки свекловичной стружки горячей водой).
ИМПУЛЬС в физике: 1) мера механического движения (то же , что количество движения). Импульсом обладают все формы материи, в т. ч. электромагнитные и гравитационные поля;..2) импульс силы - мера действия силы за некоторый промежуток времени; равен произведению среднего значения силы на время ее действия;..3) импульс волновой - однократное возмущение, распространяющееся в пространстве или среде, напр.: звуковой импульс - внезапное и быстро исчезающее повышение давления; световой импульс (частный случай электромагнитного) - кратковременное (? 0,01 с) испускание света источником оптического излучения;..4) импульс электрический - кратковременное отклонение напряжения или тока от некоторого постоянного значения.
ЦЕЛЕСТИНЦЫ , члены католического монашеского ордена, основанного в Юж. Италии (как ветвь ордена бенедиктинцев) в сер. 13 в. монахом, ставшим позднее папой Целестином V. Орден действовал до кон. 18 - нач. 19 вв. во многих европейских странах.