Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развитияСтраница 16
В программе четко определены те знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети к концу подготовительного периода, а также к концу первого года обучения.
Экспериментальное обучение по этой программе проводилось в подготовительных группах для детей с ЗПР в детских садах № 1371 и 1647 Москвы. Занятия по математике вели педагоги-дефектологи. Всего за учебный год проведено 128 уроков (4 часа в неделю). В процессе экспериментального обучения мы проводили систематические наблюдения за детьми, фиксировали уровень понимания ими изучаемого материала и усвоения соответствующих знаний.
С целью проверки эффективности обучения шестилетних детей с ЗПР по программе подготовительного класса в условиях детского сада нами были проведены два фронтальных и один индивидуальный контрольный эксперимент.
Первый из них был проведен в конце декабря, когда дети закончили изучение материала пропедевтического периода. При определении содержания контрольных заданий мы руководствовались теми требованиями, которые предъявляются к знаниям и умениям учащихся по программе к концу пропедевтического периода. Детям предлагались следующие задания.
1. Нарисуй столько палочек, сколько яблок нарисовано на доске.
2. Обведи полоску из 10 клеток. Закрась вторую слева клетку красным карандашом, третью — синим, пятую — зеленым, а последнюю — желтым карандашом.
3. Нарисуй по клеткам 8 кругов. Подчеркни круг, который находится между вторым и четвертым кругами.
4. Нарисуй нужное количество предметов к числам: 3, 7, 4.
5. Подчеркни самое маленькое число в ряду чисел и обведи в кружок самое большое число (записаны числа:3, 5, 1, 7, 9, 8, 4).
Дети выполняли эти задания на тетрадных листках с крупной клеткой. У каждого ребенка были простые и цветные карандаши. Во времени ограничений не было. Всего в эксперименте участвовало 20 детей. Рассмотрим полученные результаты.
Полностью правильно выполнили все задания 12 детей (60% всех испытуемых). Эти дети успешно овладели умениями и знаниями, предусмотренными программой подготовительного периода. Остальные испытуемые (восемь детей) допустили ошибки, в одном задании — четыре человека, в двух — один, в трех — три.
Наибольшие затруднения вызвали задания 3 и 5 (в каждом ошибались по четыре человека). Дети не смогли подчеркнуть круг, который находится между вторым и четвертым кругами. Все они верно выполнили первую половину задания — нарисовали восемь кругов, а далее допустили ошибки: одни на этом закончили выполнение задания, т. е. забыли о второй его половине (два человека). Другие дети (два человека) подчеркнули второй и четвертый круги — и только. Их, очевидно, затруднила пространственная ориентировка, и они не знали, где найти круг, который находится “между”.
НИКОМЕД IV Филопатор (?-74 до н . э.), последний царь Вифинии в 94-74, завещал царство Риму.
СТРАДЫНЬ Павел Иванович (1896-1958) , российский хирург, онколог, академик АН Латвийской ССР (1946), член-корреспондент АМН СССР (1945). Работы по клинической хирургии (холецистит, язва желудка, гнойные заболевания и другие) и онкологии (хирургические, лучевые и терапевтические методы лечения злокачественных новообразований). Создал в Риге Музей истории медицины.
КИБЕЛА , фригийская богиня, почитавшаяся в М. Азии, Греции, во всей Римской империи (с 204 до н. э. культ Кибелы как государственный установлен в Риме). В честь Кибелы жрецами устраивались мистерии с обрядами, в т. ч. самоистязания, омовение кровью жертв, самооскопление.