Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Страница 10

Задача 3, более сложная по способу выражения ее математического содержания, вызывала большие затруднения у детей данной категории. Правильный ответ дали лишь 10% испытуемых. Никто из них не смог объяснить полученный правильный ответ. Обычно дети отвечали так: “Я подумал и сказал”. Остальные говорили, что все птички улетели, не осталось ни одной. Таким образом, подавляющее большинство детей с ЗПР не смогли представить себе предметную ситуацию дачи и выразить математически имеющиеся в ней предметно-количественные отношения. В силу затруднений в понимании задачи многие переходили на более примитивный способ решения — выделяли слово “улетели”, видимо, связавшееся в иx прошлом опыте с действием вычитания, и поэтому получили в ответе “ни одного”.

Первоклассники с нормальным развитием успешно справились с первыми двумя задачами, все назвали правильные ответы. При этом, как и в группе детей с ЗПР, арифметическое решение дали немногие: задачи на сложение — шесть детей 2%), задачи на вычитание — четверо (8%). Объяснения детей свидетельствовали о том, что многие из них сумели представить те предметы и действия, о которых говорится в задаче: “Сначала было 3 птички, к ним потом прилетели еще две, ало 5 птичек”. “Раз, два, три, четыре, пять птичек.А если две улетели, тогда получится птичек З”.

Третью задачу — с более сложным выражением предметно-количественных отношений — решили верно 50% испытуемых. Они назвали правильно ответ задачи (пять птичек), арифметического решения не дал никто. Остальные первоклассники, как и шестилетние дети с ЗПР, отвечали: птичек “не осталось ни одной”, “все они улетели”, “ноль”, “ни одной”, “никого нет”.

Нужно отметить, что при решении задач многие учащиеся массовой школы, даже те из них, кто умеет считать отвлеченно, пользовались наглядным счетным материалом для иллюстраций содержания задач.

Сводные данные об успешности решения простых арифметических задач учащимися обеих групп (в %) представлены в табл.4.

Таблица 4

Успешность решения арифметических задач шестилетними детьми с ЗПР и нормально развивающимися (в %)

Испытуемые

Задача 1

Задача 2

Задача 3

С ЗПР

80

45

10

Нормально развивающиеся

100

100

50

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ДЖЕВОНС (Jevons) Уильям Стэнли (1835-1882) , английский логик, экономист, статистик. Последователь Дж. Буля. Создал систему логики, основанную на принципе замещения равных. Построил "логические счеты" и логическую машину. Сторонник предельной полезности теории. Применял логико-математический аппарат к анализу экономических явлений.

НИКОЛАИ (Nicolai) Кристоф Фридрих (1733-1811) , немецкий писатель, литературный критик, книгоиздатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1804). "Литературные письма" (1759-65; совместно с Г. Э. Лессингом и М. Мендельсоном). Узкий просветительский рационализм Николаи, неприятие новых течений в литературе остро критиковались И. В. Гете, Ф. Шиллером и др.

ХОПКИНС (Гопкинс) Фредерик Гоуленд (1861-1947) , английский биохимик, основатель научной школы, член (1905) и президент (1930-35) Лондонского королевского общества, иностранный почетный член АН СССР (1934). Открыл витамины А и D, глутатион. Установил накопление молочной кислоты в работающей мышце. Нобелевская премия (1929).