Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Страница 4

При пересчете конкретных предметов детям предлагалось показать и назвать итоговый результат, ответив на вопрос “Сколько всего?” Оказалось, что часть испытуемых интересующей нас группы (15 чел. —20%) при названии итога счета показывает лишь последний предмет вместо того, чтобы обвести рукой всю группу, т. е. не отличает процесс счета от его итога. Этот факт свидетельствует о том, что значительная часть шестилетних детей с ЗПР еще не овладела операцией результативного счета, т. е. умением отнести последнее из называемых числительных ко всей совокупности в целом, а не к последнему ее элементу. Среди первоклассников общеобразовательной школы общая ошибка не встречалась.

Известно, что многие дети легко воспроизводят числовой яд от единицы до десяти и дальше, но часто оказываются затруднении при назывании чисел в обратном порядке. Сосчитать от десяти до единицы смогли лишь восемь детей с ЗПР 10% испытуемых), обратный счет от пяти до единицы выполнили 14 детей (20%). Большая часть испытуемых данной группы (51 чел.— 70%) не смогла выполнить это задание. Некоторые дети не понимали его, другие пытались называть числа обратном порядке, но допускали много ошибок, пропуская числа, сбиваясь на прямой счет.

В группе первоклассников общеобразовательной школы получены следующие результаты. Большинство детей правильно назвали числа от десяти до единицы (45 чел. —90%), из них часть детей (10 чел. —20%) могла воспроизвести числа от 20 дальше до единицы. Лишь пять испытуемых (10%) не справились с этим заданием.

Еще большие трудности у детей интересующей нас категории вызвал счет от одного заданного числа до другого в прямом особенно в обратном порядке. Из 73 испытуемых с ЗПР чис-1 от двух до шести смогли назвать лишь четыре человека >,5%), а обратного счета (от семи до четырех) не дал никто з них. Ошибки, допускаемые детьми, заключались в том, что они начинали называть числа от единицы и продолжали назы-1ть их до конца числового ряда (до 10). При обратном счете одного заданного числа до другого начинали считать от единицы до десяти, воспроизводя весь числовой ряд. При этом обычно сбивались на прямой счет, пропускали числа. Для многих испытуемых это задание было совершенно непонятным.

Нормально развивающиеся первоклассники справились с ним гораздо успешнее. В прямом порядке правильно назвали числа 80% всех детей, в обратном порядке — 70%.

Сводные данные (в %) об успешности воспроизведения числового ряда испытуемыми обеих групп приведены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что большинство шестилетних детей ЗПР, как и их сверстники, развивающиеся нормально, умеют воспроизводить числовой ряд до 10 в прямом порядке. У подавляющего большинства из них счет так и не выходит за границы первого десятка, в то время как диапазон счета у первоклассников общеобразовательной школы значительно шире: многие умеют считать до 20 и до 100. Среди последних не встретились такие дети, которые не могли бы назвать числа первого десятка, тогда как среди детей с ЗПР они были.

Таблица 1

Испытуемые

Прямой счет

Обратный счет

менее, чем до 10

до 10

до 20

больше, чем до 20

не владеют

менее, чем oт 10

oт 10

от 20

Дети с ЗПР

9

81

10

0

70

20

10

0

Дети, нормально развивающиеся

0

10

38

52

10

0

70

20

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

АЙОН , остров в Восточно-Сибирском м., у входа в Чаунскую губу. Ок. 2 тыс. км2. Высота до 64 м. Преобладает арктическая тундра.

КАРАЦУПА Никита Федорович (1910-1994) , пограничник, Герой Советского Союза (1965), полковник (1958). В 1932-61 в пограничных войсках. Задержал и уничтожил св. 450 нарушителей границы.

ДЖАНК-АРТ (стиль джанк) (от англ . junk - соединять), направление в современной живописи и скульптуре, близкое ассамбляжу. Художники этого направления используют традиционно "бесценные" материалы - металлический лом, старые вещи, городские отходы и др. вещи из мусорного бака. Впервые термин Джанк-арт использовал Л. Эллоуэй при описании коллажей Р. Раушенберга в середине 1950-х гг. С конца 1950-х гг. понятие Джанк-арт распространилось и на работы художников и скульпторов Калифорнийской школы (Р. Станкевич, Дж. Чемберлен, П. Агостини и др.).