Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Страница 5

Серьезные трудности, как видно из таблицы, вызывает у детей интересующей нас группы счет в обратном порядке и особенно — счет от одного пункта числового ряда до другого. Без специального обучения они не владеют этим умением в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, которые довольно успешно справились с этими заданиями.

Все эти результаты свидетельствуют о том, что шестилетние дети с ЗПР недостаточно сознательно усвоили последовательность чисел в натуральном ряду, не могут свободно в нем ориентироваться. Поэтому их затрудняет обратный счет, они не могут “оторваться” от единицы и называть числа, начиная с любого пункта натурального ряда. Они лишь механически запоминают порядок следования чисел до 10. Такое явление, давно подмеченное Н. А. Менчинской у слабоуспевающих первоклассников массовой школы, свидетельствует, по ее мнению, “о большой косности связей, т. е. о том, что они актуализируются только в тех условиях, в каких были образованы” [1, с. 185].

При выполнении следующего задания учащиеся должны были считать однородные предметы в различном расположении и направлении счета. Шестилетние дети с ЗПР правильно сосчитывали однородные предметы в пределах 5: они не пропускали предметы и не считали их дважды, верно соблюдали последовательность числительных. Но при предъявлении им группы предметов количеством больше 5 (6, 7 и т.д.) они часто сбивались со счета, забывали только что названное числительное, допускали ошибки, начинали пересчет еще раз.

Большинство детей интересующей нас группы (93%) понимает независимость счета от размера предметов. Лишь пять (7 %) человек назвали большой группой не большее количество мелких предметов, а меньшее количество крупных предметов. Около половины этих детей (49%) не понимают независимости результата счета от пространственного расположения предметов и столько же — от направления счета. Хотя испытуемые видели, что количество предметов оставалось неизменным, они каждый раз снова пересчитывали их: слева направо, справа налево, сверху вниз, вразброс, в виде фигуры и т.д. Причем иногда даже получали другой результат. В группе нормально развивающихся первоклассников такиx ошибок не было. Как правило, они не пересчитывали предметы еще раз, а сразу отвечали: “Тоже 6”, “И так будет 6”.

Известно, что в процессе формирования счета происходит постепенный переход ручного и речевого компонента от внешнего, развернутого действия к внутреннему, сокращенному. В этом плане мы должны отметить более низкую степень развития процесса счета у детей с ЗПР, чем у их сверстников, развивающихся нормально. Все они производили счет, передвигая предметы, дотрагиваясь до них, произнося вслух числительные. Эти дети могли определить сразу, способом “прямого усматривания” количество из двух-трех предметов. При предъявлении большей по количеству группы они пересчитывали предметы по одному с полностью развернутыми композитами счета, т.е. передвигали каждый предмет, проговаривали каждое числительное.

В группе нормально развивающихся первоклассников 20% детей считали молча, “глазами”, 30% также не дотрагивались предметов, но при этом называли числительные вслух или шепотом. В то же время у половины всех испытуемых данной группы (50%) счет был полностью развернутым, как и у детей с задержкой психического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

"ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ В ЮЖНОЙ РУСИ" , за 1614-1700, составлена в нач. 18 в. на латинском языке Я. Юзефовичем. Включает историю Львова, дневник осады города Б. Хмельницким в 1655.

РЕМЕК (Remek) Владимир (р . 1948), чешский летчик-космонавт, Герой Чехословакии (1978), Герой Советского Союза (1978). Первый гражданин Чехословакии, совершивший полет в космос. Полет на "Союзе-28" и орбитальной станции "Салют-6" (март 1978).

ЖИРАНДОЛЬ (франц . girandole), 1) (устар.) фигурный подсвечник для нескольких свечей. 2) Фонтан в несколько струй.