Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развитияСтраница 3
2. В случае неточного называния признака ребенку предлагалось показать предмет с заданным свойством:
— покажи высокое дерево; покажи короткую ленту; пока-“и тонкое бревно.
VI. Пространственные представления
1. Умение показать правую и левую руку у себя:
— какая это рука — правая или левая?
— покажи свою правую (левую) руку.
2. Умение показать правую и левую руку у собеседника.
3. Умение ориентироваться на листе бумаги:
—положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).
VII. Знание геометрических фигур
1. Умение правильно назвать геометрическиефигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал:
— как называется эта фигура?
В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имевшегося набора:
— покажи треугольник;
— найди, где овал.
VIII. Знание цифр
1. Умение называть цифры в соответствии с порядком чисел:
— какая эта цифра?
2. Умение называть цифры от единицы до девяти и число десять (в произвольном порядке).
3. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой:
— сосчитай, сколько всего треугольников, и подбери нужную цифру (предъявлялись три и семь треугольников).
4. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов:
— подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять? (Предъявлялись цифры 4 и 8.)
Рассмотрим полученные результаты. С какими математическими умениями приходят шестилетние дети с задержкой психического развития в подготовительный класс?
Подавляющее большинство из них правильно называли числа по порядку от 1 до 10 (67 детей, что составляет 91% испытуемых). Из них некоторые воспроизводили числовой ряд только до 10—27 чел. (37%), до 11-15 — 32 чел. (44%), до 20 считали 8 чел. (10%). Лишь шесть испытуемых (9%) не владели умением называть числа от единицы до десяти.
Все нормально развивающиеся первоклассники безошибочно и легко называли числа от единицы до десяти. Многие умели считать и дальше: 36% испытуемых называли числовой ряд до 100. Но лишь половина из них выполняла это задание полностью правильно, остальные допускали ошибки в назывании круглых десятков: “тридцать девять, тридцать десять”, “пятьдесят девять, пятьдесят десять .” Знали последовательность чисел только до 10 — 10% всех испытуемых данной группы, До 20 считали 38% детей.
ЦИЦИН Николай Васильевич (1898-1980) , российский ботаник и селекционер, академик АН СССР (1939) и ВАСХНИЛ (1938), дважды Герой Социалистического Труда (1968, 1978). Труды по отдаленной гибридизации сельскохозяйственных растений. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1943).
ИНФАНТЕ Франциско (р . 1943), российский художник. Родился в семье испанского эмигранта. Живет и работает преимущественно в Москве. Продолжатель традиций конструктивизма, член группы "Движение". В 1970 организовал свою собственную группу художников-кинетистов "Арго". Получил известность своими временными пространственными инсталляциями на природе (затем существующими в виде серий фото-арта), легкими, воздушными конструкциями из лески, планок, зеркальной пленки, которые он создавал вместе с женой, художницей Н. П. Горюновой (р. 1944).
ВОНСОВСКИЙ Сергей Васильевич (р . 1910), российский физик-теоретик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), Герой Социалистического Труда (1969). Председатель Президиума Уральского научного центра АН СССР (1971-86). Основатель школы по теории магнетизма. Труды по теории твердого тела, магнитных явлений, теории металлов и сплавов, полупроводников, сверхпроводимости. Государственная премия СССР (1975, 1982).