Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 8

Репродуктивное мышление, характеризуясь меньшей продуктивностью, тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры.

Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении, применение знаний на практике. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить новую задачу известными ему способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению "проблемной ситуации", т.е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач.

Осознание найденного субъектом пути решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Т. о, реальная продуктивная (и его высшая ступень-творческая) деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности - результат сложного взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности. Основание деления на репродуктивное и продуктивное мышление, как уже отмечалось, - степень новизны для субъекта получаемых в процессе мышления знаний. Творческое же мышление следует рассматривать как "крайнюю точку", высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта.

Результаты многолетних исследований, анализ педагогического опыта и литературных данных послужили основанием для выделения ряда психолого-педагогических принципов, являющихся, как мы полагаем, важным компонентом системы развивающего обучения, обучения, оказывающего значительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся.

1. Принцип проблемности.

2. Принцип гармонического развития различных компонентов мышления.

3. Принцип формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности,

Охарактеризуем подробнее данные принципы.

Принцип проблемности, отвечая специфике продуктивного мышления- его направленности на открытие новых знаний, является основным, ведущим принципом развивающего обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя.В процессе поисков решения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способы оперирования им , овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым – к микросдвигу в их умственном развитии. (24,с.38)

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

УРО ... (от греч. uron - моча), часть сложных слов, указывающая на их отношение к моче, мочевине, мочеполовым органам, напр. урология.

"ПРОСВЕЩЕНИЕ" , легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 - июнь 1914, Санкт-Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер.

ЖИГАНОВ Назиб Гаязович (1911-88) , татарский композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы "Золотоволосая" (1941), "Джалиль" (1957), балеты, 16 симфоний, в т. ч. "Сабантуй" (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953). Государственная премия СССР (1948, 1950, 1970).