Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 6

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью (у гештальтистов - это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев и др. )

В трудах отечественных психологов вопрос о продуктивности мышления и о его соотношении с репродукцией нашел свое научное освещение с позиций диалектического материализма. Продуктивность выступает в них как наиболее характерная, отличительная черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается диалектическая, противоречивая связь ее с репродукцией.

Процесс поиска новых знаний протекает скачкообразно; в нем используются как алгоритмические, так и эвристические приемы. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами, которыми располагает субъект. Хотя мыслительные процессы всегда уникальны, в них возможно выделение общих черт. Рассмотрим это на примере этапов разрешения проблемной ситуации.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

АНАМОРФОЗА (греч . аna - на, сверх и morfe - форма), эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, напр., морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола. Характерен как для природы, так и для искусства (был особенно популярен в маньеризме и сюрреализме).

КРЕСС-САЛАТ , травянистое растение из рода клоповник семейства крестоцветных. Родина - северо-восток и юг Африки, Передняя Азия. Возделывают во многих странах; используют как овощную культуру. Листья содержат минеральные соли, витамин C, каротин, йод, железо.

РОГОВЦЕВА Ада Николаевна (р . 1937), российская и украинская актриса, народная артистка СССР (1978). С 1959 в Русском драматическом театре им. Леси Украинки (Киев). Роли лирико-драматического плана: Гелена ("Варшавская мелодия" Л. Г. Зорина, 1967), Леся Украинка ("Надеяться" Ю. Н. Щербака, 1979), Раневская ("Вишневый сад" А. П. Чехова, 1980), Таисия Петровна ("Уроки музыки" Л. С. Петрушевской, 1989) и др. Снималась в фильмах: "Салют, Мария!", "Укрощение огня" и др.