Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1.Целостный процесс приобщения младших школьников к интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в области дизайна
создает реальные предпосылки для формирования у них духовной потребности в гармонической предметной среде и формирует возможности для создания такой среды.
2.Сформированность дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста связана со сформированностью его компонентов: рациональности, целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к проектированию.
3.Выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления (стихийное, элементарное, системное), определена их специфика применительно к детям младшего школьного возраста.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно-теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.
В изученной литературе можно условно выделить несколько основных групп вопросов, касающихся различных сторон избранной проблемы.
В философском плане вопросы художественного творчества рассматривались в работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана, Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.
Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований по вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)
ЯХРОМА , город (с 1940) в Российской Федерации, Московская обл., на канале им. Москвы и р. Яхрома. Железнодорожная станция. 17,9 тыс. жителей (1993). Прядильно-ткацкая фабрика.
ФАЛАНГИ (от греч . phalanx - сустав), в анатомии - небольшие трубчатые кости, образующие скелет пальцев конечностей у наземных позвоночных животных и человека.
ОРЛОВ Александр Иванович (1873-1948) , российский дирижер, народный артист России (1945). С 1912 дирижер симфонических оркестров и оперных театров в Москве, в 1925-29 - в Киеве. С 1930 дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Осуществил концертные постановки многих опер.