Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 12

1.Процессуальный(философы-Ж.Лякруа,М.Ортега-и-Гассет,А.Библер,С.Х.Раппопорт;психологи Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, О.М.Дьяченко, Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев, В.О.Пушкин и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических процессов.

2.Деятельностный(философы - Аристотель, М.Недонсель, Г.Сиегваль, Д.Дьюи, психологи - А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.

3.Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.)где творчество является проявлением бессознательного.

4.Состояние человека(А.Камю,Ж.П.Сартр,А.Мальро),направленное напреодоление человеческих комплексов.

5.Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев) - теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить свой внутренний мир в реальной форме.

Мы остановимся на определении, которое, как нам кажется, наиболее тесно связано с исследуемой проблемой.

Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.

В связи с данным определением необходимо охарактеризовать творческое мышление.

Т.о. выдвигается следующая формулировка понятия творческого мышления.

Творческое мышление - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности(15,с.54)

Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления.

Продуктивное мышление это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА , традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВ сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

ЮСНАН (Ljusnan) , река в Швеции. 440 км, площадь бассейна 19,8 тыс. км2. Пересекает плоскогорье Норланд, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Многочисленные пороги и водопады. Средний расход воды 290 м3/с. ГЭС. Судоходна на отдельных участках.

НАЙДЕНОВЫ , русские предприниматели: 1) Егор Иванович (1745-1821), из крепостных крестьян, с 1816 купец, предприниматель. 2) Александр Егорович (1789-1864), занимался торговлей и текстильным производством. 3) Николай Александрович (1834-1905), лидер московских предпринимателей - один из учредителей Московского торгового банка, председатель Московского биржевого комитета.