Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 13

Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим.

Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. (15,с.67)

Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются -не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. (15,с.72)

Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. (15,с.83)

Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.(15,с.90)

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.(38,с.14)

Это первый ,сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.

Стихийное дизайнерское мышление

Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

Системное дизайнерское мышление

Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности - как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Что касается третьего уровня (системного дизайнерского мышления), то говорить о нем применительно к младшему школьному возрасту не приходится, поскольку оно предполагает достаточно высокий уровень специального образования, что может быть достигнуто лишь на фоне более глубокого общего развития.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя

следующие параметры:

-конструктивность;

-целесообразность;

-вариативность, гибкость;

-чувство стиля, стилевой гармонии.

Т.к. в нашем исследовании мы формируем только элементы дизайнерского мышления, то остановимся лишь на следующих:

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

БЕРДЯНСК (в 1939-58 Осипенко) , город (с 1835) на Украине, Запорожская обл., порт на Азовском м. Железнодорожная станция. 135 тыс. жителей (1991). Заводы: "Азовкабель", "Южгидромаш", "Азовсельмаш" и др.; производство стекловолокна, нефтяных масел; пищевкусовая, легкая промышленность. Педагогический институт. Краеведческий, художественный музеи. Грязевой и климатический курорт. Основан в 1827.

НАДЕЖДА (Елпис) Римская (ум . ок. 137), 10-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Любовью) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября.

КАНТОР Соломон Абрамович (1908-71) , российский специалист в области турбиностроения, доктор технических наук (1948). Труды связаны с конструированием и регулированием судовых турбин и газотурбинных энергетических установок различного назначения. Государственная премия СССР (1945, 1949).