Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 15

В результате продуктивного мышления у самого субъекта мыслительной деятельности возникают новообразования, новые для них качества ума.

Однако, никакая творческая деятельность невозможна без участия в ней репродуктивных процессов. Решение любой проблемы, открытие новых знаний невозможно без опоры на уже имеющиеся знания, без функционирования соответствующих операторных механизмов.

Таковы специфические особенности самостоятельного, продуктивного мышления.

Но существуют различия в продуктивном творческом мышлении учащихся. Среди школьников одни обладают высоким, другие средним или низким уровнем развития продуктивного мышления. Естественно, встает вопрос, как же можно реализовать развитие этого мышления в условиях обычной фронтальной работы с классом в целом. При ориентировании на среднего ученика несколько замедляется темп развития тех учащихся, которые пришли в класс с более высоким, чем их сверстники, темпом умственного развития. Для этих школьников обучение, ориентирующее на средних учащихся, оказывается слишком легким, не активизирует их самостоятельное, продуктивное мышление, а это ведет к тому, что при таком обучении начинает замедляться и темп их умственного развития. Но в особенно трудные условия попадают школьники с замедленным темпом умственного развития. Не умея преодолевать трудности, такие дети все больше и больше отстают в своем развитии, оказываются не в состоянии понимать то, чему их обучают, фактически выпадают из педагогического процесса.

Развитие продуктивного мышления предполагает формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.

Пути формирования таких приемов могут быть различны. В условиях развивающего обучения этот процесс, как показали исследования( Богоявленский Д.Н., Жуйков С.Ф., Кабанова-Меллер Е.И. и др.)оказывается высокоэффективным при условии предоставления школьникам известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.

Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации.(46,с.35)

Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

МШВЕЛИДЗЕ Шалва Михайлович (1904-84) , грузинский композитор, народный артист Грузии (1958). Оперы "Сказание о Тариэле" (1946), "Десница великого мастера" (1961), 6 симфоний, симфоническая поэма "Звиадаури" (1940) и др. Профессор Тбилисской консерватории (с 1942). Государственная премия СССР (1942, 1947).

ДХЬЯНИ-БУДДЫ , в буддизме махаяны персонификации духовных сил, которыми обладают живые существа. Почитаются пять дхьяни-будд.

ЛЕММИНКЯЙНЕН (Лемминкяйни) , в финском и карельском эпосе герой, преодолевающий различные преграды и испытания на пути в сказочную страну.