Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 15
В результате продуктивного мышления у самого субъекта мыслительной деятельности возникают новообразования, новые для них качества ума.
Однако, никакая творческая деятельность невозможна без участия в ней репродуктивных процессов. Решение любой проблемы, открытие новых знаний невозможно без опоры на уже имеющиеся знания, без функционирования соответствующих операторных механизмов.
Таковы специфические особенности самостоятельного, продуктивного мышления.
Но существуют различия в продуктивном творческом мышлении учащихся. Среди школьников одни обладают высоким, другие средним или низким уровнем развития продуктивного мышления. Естественно, встает вопрос, как же можно реализовать развитие этого мышления в условиях обычной фронтальной работы с классом в целом. При ориентировании на среднего ученика несколько замедляется темп развития тех учащихся, которые пришли в класс с более высоким, чем их сверстники, темпом умственного развития. Для этих школьников обучение, ориентирующее на средних учащихся, оказывается слишком легким, не активизирует их самостоятельное, продуктивное мышление, а это ведет к тому, что при таком обучении начинает замедляться и темп их умственного развития. Но в особенно трудные условия попадают школьники с замедленным темпом умственного развития. Не умея преодолевать трудности, такие дети все больше и больше отстают в своем развитии, оказываются не в состоянии понимать то, чему их обучают, фактически выпадают из педагогического процесса.
Развитие продуктивного мышления предполагает формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.
Пути формирования таких приемов могут быть различны. В условиях развивающего обучения этот процесс, как показали исследования( Богоявленский Д.Н., Жуйков С.Ф., Кабанова-Меллер Е.И. и др.)оказывается высокоэффективным при условии предоставления школьникам известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.
Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации.(46,с.35)
Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.
ВАЛЛИЗЕР (Walliser) Отто (р . 1928), немецкий геолог, палеонтолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды по биостратиграфии, палеоэкологии и эволюции органического мира. Автор классических работ по гониатитам девона и карбона, конодонтам среднего палеозоя и тентакулитоидеям девона.
ХОФМАН (Hoffman) Дастин (р . 1937), американский актер. Учился актерскому искусству в Лос-Анджелесе и нью-йоркской Актерской студии. Работал в театре. Самый интеллигентный актер Голливуда. Дебютировал в фильме М. Николса "Выпускник" (1967), роль в котором принесла ему успех. В дальнейшем играл социально обозначенных персонажей - бродягу в "Полуночном ковбое" Дж. Шлезингера, интеллигента в "Соломенных псах" С. Пекинпа, журналиста в фильме А. Пакулы "Вся президентская рать"; снялся в комедии "Тутси" С. Поллака, 1982 и др. Две премии "Оскар" (в фильмах "Крамер против Крамера" Р. Бентона, 1979, "Человек дождя" Б. Левинсона, 1988).
ЛАЗАРЕВСКИЙ Александр Матвеевич (1834-1902) , украинский историк. Труды по истории землевладения и крепостного права на Левобережной Украине 2-й пол. 17-18 вв.