Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 15
В результате продуктивного мышления у самого субъекта мыслительной деятельности возникают новообразования, новые для них качества ума.
Однако, никакая творческая деятельность невозможна без участия в ней репродуктивных процессов. Решение любой проблемы, открытие новых знаний невозможно без опоры на уже имеющиеся знания, без функционирования соответствующих операторных механизмов.
Таковы специфические особенности самостоятельного, продуктивного мышления.
Но существуют различия в продуктивном творческом мышлении учащихся. Среди школьников одни обладают высоким, другие средним или низким уровнем развития продуктивного мышления. Естественно, встает вопрос, как же можно реализовать развитие этого мышления в условиях обычной фронтальной работы с классом в целом. При ориентировании на среднего ученика несколько замедляется темп развития тех учащихся, которые пришли в класс с более высоким, чем их сверстники, темпом умственного развития. Для этих школьников обучение, ориентирующее на средних учащихся, оказывается слишком легким, не активизирует их самостоятельное, продуктивное мышление, а это ведет к тому, что при таком обучении начинает замедляться и темп их умственного развития. Но в особенно трудные условия попадают школьники с замедленным темпом умственного развития. Не умея преодолевать трудности, такие дети все больше и больше отстают в своем развитии, оказываются не в состоянии понимать то, чему их обучают, фактически выпадают из педагогического процесса.
Развитие продуктивного мышления предполагает формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.
Пути формирования таких приемов могут быть различны. В условиях развивающего обучения этот процесс, как показали исследования( Богоявленский Д.Н., Жуйков С.Ф., Кабанова-Меллер Е.И. и др.)оказывается высокоэффективным при условии предоставления школьникам известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.
Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации.(46,с.35)
Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.
ПРЕГОЛЯ (Прегель , Преголь), река в Калининградской обл. (Российская Федерация). 187 км, площадь бассейна 15,5 тыс. км2. Впадает в Калининградский зал. Балтийского м. Средний расход воды 90 м3/с. Соединена каналами с р. Неман и г. Балтийск. Судоходна (шлюзована) от г. Черняховск. В устье - г. Калининград.
УЗЕЛ , см. Стоячие волны.
ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ , стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти - и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии с 13-15 вв. употребительны преимущественно твердые формы французского и итальянского происхождения (сонет, триолет, рондо, рондель-секстина), с 19 в. - также и восточного (газель, рубаи, танка).