Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 49
ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить уровень развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались на психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень развития дизайнерского мышления.
В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.
Цель исследования:
Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.
План проведения методик
Название теста | Цель |
1. Ассоциативный тест цветоразличения (по Башаевой Т.В.) | Выявить знание о цветовых оттенках |
2. Тест цветоразличия (по Чередняковой Т.В.) |
Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона |
3. Выявление знаний о форме, пространственных представлениях (по Падалко А.Е.) |
Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге |
4. Выявление элементов технической эстетики |
Выявить элементы технической эстетики, на которые обращает внимание ребенок |
5. « Парта будущего» |
Выявление способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета существующего в нереальных условиях |
6. Выявление чувства стиля «Чайный сервиз» (Малиновская) |
Выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем |
7.Дорисуй фигуры (Головина Т.Н.) |
Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа |
ЖЕЛАТИН (желатина) (франц . от лат. gelatus - замерзший, застывший), студнеобразующее вещество, продукт денатурации коллагена - белка соединительной ткани. Получают вывариванием костей, хрящей, сухожилий (наиболее чистый - из рыбных хрящей). Применяют в пищевой промышленности, для изготовления фотоэмульсий, в микробиологии как среду для культивирования микроорганизмов, в качестве столярного клея.
ЕНИСЕЙСК , город в Российской Федерации, Красноярский кр., пристань на р. Енисей, в 39 км от ж.-д. ст. Лесосибирск. 22,8 тыс. жителей (1992). Деревообрабатывающая промышленность; механический завод. Театр. Краеведческий музей. Основан в 1619; до 1676 Енисейский острог, центр русской колонизации Вост. Сибири.