Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 146

Все сказанное о возможности использования герменевтического метода в педагогике прямо касается педагогической интеграции. Действительно, мы имеем полное право применить его при анализе интегративно-педагогических текстов (программ, учебных пособий, учебников и т.д.), в процессе усвоения интегративного материала. Герменевтический метод в случае с педагогической интеграцией приобретает, на наш взгляд, еще большую ценность, чем в других педагогических контекстах. Это проистекает из того момента, что как в герменевтике, так и в интеграции центральное место занимают вазимоотношения между частью и целым. Выше мы уже отмечали, что человек понимающий, который, собственно, должен стать целью современного образования, - это прежде всего человек, который способен видеть целое во всем богатстве его связей и отношений. В известном смысле, человек интегративный, человек понимающий и человек герменевтический - это идентичные понятия. Близость герменевтики и интеграции с особенностью отчетливостью проявляется в фактической тождественности двух "кругов" - "герменевтического круга" и "интегративного круга". Суть обоих может быть выражена в следующих формулировках Ф.Шлейермахера и Ф.Шеллинга. Согласно первому, "для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смыле целого ." (437. С.76). С точки зрения второго, " . поскольку идея целого может быть показана лишь путем своего раскрытия в частях, а, с другой стороны, отдельные части возможны лишь благодаря идее целого, то ясно, что здесь имеется противоречие, преодолимое лишь для гения" (Шеллинг Ф.В. Система трансцендентного идеализма. М., 1936. С.388). Данное противоречие может быть преодолимо также "путем совпадения сознательной и бессознательной деятельности" (Шеллинг). Это ценная подсказка великого философа. Во-первых, из нее следует необходимость осуществления определенной деятельности при решении данной проблемы. Таковой, на наш взгляд, может стать интегративно-педагогическая деятельность. Например, - в области интегрирования содержания образования, когда вопросы соотношения частей и целого выступают на первый план и при всей их трудности они в той или иной мере разрешаются. Во-вторых, в ходе выполнения подобной деятельности наряду с технико-технологическими (системотехническими) операциями солидное место должны занимать инсайтно-органические способы постижения истины. В учебнопознавательной деятельности при усвоении Целого возможно использование даже эзотерических методов усвоения мира. К примеру, - таких, которые рекомендует Р.Штейнер и представители "Целостной" школы - имагинация, инспирация, интуиция, медитация, концентрация ( ). Так, "при имагинативном мышлении мы приходим к тому, что все прошлое встает перед нами не как воспоминание, а в виде панорамы. Одним взглядом мы можем обозреть ее как единое целое" (529. С.14).

Страницы: 142 143 144 145 146 147 148 149 150

ИОСИФ Персидский (ум . ок. 345), христианский мученик, пострадавший в гонение царя Шапура II, ученик священномученика Нирсы Персидского. Память в Православной церкви 20 ноября (3 декабря).

ЭДЕМ , в Библии страна, где обитали Адам и Ева до грехопадения; синоним рая.

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91) , русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).