Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 145

Несколько упрощают ситуацию приводимые ниже формы герменевтической интерпретации (124. С.34-41): грамматическая, стилистическая, историческая, психологическая. При грамматической интерпретации текст рассматривается вне исторического контекста, как имманентное самому себе явление. Стилистическая интепретация объектом анализа имеет средства выражения идеи произведения: метафоры, гиперболы и др. Историческая интерпретация предполагает в ходе анализа текста учет конкретных обстоятельств его создания, духа эпохи, породившей его. Так, по мнению Дильтея, понимание текста как "объективации жизни" творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи (437. С.76). Психологическая интерпретация связана с выявлением душевного состояния автора текста.

Все приведенные виды интерпретации текста могут быть использованы как на уровне анализа историко-педагогических и научно-педагогических текстов, так и на уровне учебнопознавательной деятельности в процессе усвоения содержания образования. Современной школе, например, есть смысл обратиться к опыту использования герменевтического метода в античных и средневековых учебных заведениях. Огромным инструментальнометодологически и эвритико-методологическим потенциалом обладают ведущие категории: "смысл", "авторитет", "традиция", "интерпретация", "понимание", "герменевтический круг", "часть и целое". Методологическая активность их в педагогических условиях выходит далеко за пределы текстового материала. Приобретая ценностно-ориентировочную окраску, они способны играть роль ведущих аксиологических установок при осуществлении воспитательной деятельности. Прежде всего это касается трех первых понятий - "смысл", "авторитет", "традиция". Большое значение для педагогики имеет категория "часть и целое". Взаимоотношения между ее составляющими являются главными, как мы видели выше, не только в межпредметных связях, но и в педагогической интеграции.

В настоящее время происходит глубокое осознание необходимости создания педагогической герменевтики (В.Д.Семенов). В образовательной области все больше дает о себе знать "понимающая" психопедагогика (К.Роджерс и др.). Одна из первых в отечественной педагогике о собственно герменевтическом методе заговорила В.С.Безрукова в своей докторской диссертации, где приводятся следующие рассуждения: "Метод герменевтики - это способ интерпретации текстов, при котором понятие характеризуется как элемент лишь данной текстовой структуры". С другой стороны: "С помощью этого метода можно акцентировать внимание на содержательном подходе к языку, рассматривать слова не как символы и знаки, а как своего рода "отображение" соответствующих явлений, а само понимание, даже, когда речь идет о естественных науках и математике, ориентировать на рассмотрение их эмпирических оснований, взятых в истории движения" (34. С.73). Тем самым представлены два вида интерпретации - грамматическая и историческая, тогда, как мы уже выяснили, в педагогике возможно использование всех видов герменевтической интерпретации и допустим выход за собственно текстовой сферы.

Страницы: 141 142 143 144 145 146 147 148 149

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч . enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (Россия), "Большая советская энциклопедия" (СССР), "Британская" (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), "Американа" (Американская энциклопедия) (США), "Большой Брокгауз" и "Энциклопедический словарь Мейера" (Германия), "Большой Ларусс" (Франция), "Эспаса" (Испания) и др.

ТЕНЗОРНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ , математическая теория, обобщающая векторное исчисление и матричную алгебру. В тензорном исчислении изучаются величины особого рода - тензоры, которые описываются в каждой системе координат несколькими числами, причем закон преобразования этих чисел при переходе от одной системы координат к другой более сложен, чем у векторов.

ШЕСТАКОВ Андрей Васильевич (1877-1941) , российский историк, член-корреспондент АН СССР (1939), участник революционного движения. Труды по аграрной истории России, первый учебник истории СССР для начальной школы.