Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 149
7.3. Логико-гносеологические методы: а) метод диалектического соотношения объема и содержания понятия (Б.М.Кедров); б) метод сравнения наиболее употребляемых категорий, обозначающих интегративные процессы в педагогике (В.И.Журавлев); в) метод анализа базовых понятий в педагогике (В.И.Журавлев). Метод диалектического соотношения объема и содержания понятия опирается на выведенный Б.М.Кедровым (15) закон о прямой пропорциональной зависимости между данными основными характеристиками понятия. Суть концепции: поскольку содержание и объем понятия выражают собой определенную ступень познания круга охватываемых данными понятиями объектов (объем) и существенных признаков их (содержание), то по мере развития наших знаний о предмете, их углублении и расширении должно совершаться изменение содержания и объема понятия. В этом и состоит процесс изменения, движения и развития научного понятия, вызванный действием заключенных в нем противоречий объекта познания и связанных с общими противоречиями самого процесса познания. Так, в связи с приобретением понятием "операция" педагогического значения происходит и углубление содержания: к производственнотехническим признакам добавляются педагогические, например, расчлененность операции в соответствии с педагогическими целесообразными требованиями и одновременное расширение объема. понятие операции охватывает уже не только производственные объекты, но и "учебные объекты".
Метод сравнения наиболее употребляемых категорий, своим результатом имеет сравнительные данные, характеризующие степень усвоения интегративной терминологии в педагогике и в сравниваемой дисциплине. Пример такого анализа представлен в книге
В.И.Журавлева "Педагогика в системе наук о человеке" (156. С.19-31). Метод анализа базовых понятий в педагогическом исследовании также нашел отражение в работе В.И.Журавлева (156.С.46-61).
8.4. Метод категориального синтеза: в научнопедагогической системе особое место занимают категории - понятий "предельной степени общности" (А.В.Усова), являющиеся своего рода "стягивающими центрами (концентрами)" всей совокупности компонентов научно-педагогического знания - фактов, понятий, законов, теорий и др. (В.С.Гершунский). Этот процесс "стягивания" выражает суть категориального синтеза. Метод категориального синтеза с большой эффективностью реализует свои возможности при анализе так называемых "интеграторов" научно-педагогического знания, в качестве которых могут выступать педагогические законы, принципы, методы и т.д.
8.5. Лингвистические методы исследования интеграционных процессов в педагогике. В их состав мы включаем: а) семантический анализ; б) прагматический анализ; в) компонентный анализ; г) преобразующий лингвистический эксперимент; д) методы когезии и интеграции текста; е) константанализ. Первые четыре метода описаны и реализованы в докторской диссертации В.С.Безруковой. Семантический анализ предполагает осуществление операций с текстом: прочитывание текста, осмысление его, выделение терминов-понятий, которые должны: а) обладать самостоятельным значением; б) быть логически завершены и нерасчленимы по смыслу;
ГЕРОНА ФОРМУЛА , выражает площадь S треугольника через длины трех его сторон a, b и c и полупериметр P = (a + b + c)/2Названа по имени Герона Александрийского.
КОННЫЙ СПОРТ , состязания в верховой езде на лошадях. Основные виды: выездка; конкур-иппик (преодоление препятствий); троеборье - манежная езда (упражнения на основных аллюрах), полевые испытания (движение по дорогам, стипл-чейз, кросс) и преодоление препятствий; скачки; конные охоты; вольтижировка и др. В программе Олимпийских игр с 1900; чемпионаты мира и Европы с 1953. В Международной федерации конного спорта - ФЕИ (FEI; основана в 1921) 92 страны (1991).
ЕВСЕВОН Маккавей (ум . 166 до н. э.), по преданию, один из семи братьев - ветхозаветных мучеников, убитых за отказ нарушить закон Моисеев в гонение Антиоха IV Эпифана (2 Маккавейская, 7). Память в Православной церкви 1 (14) августа.