Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 144

3. Метод двойного вхождения базисных компонентов в интегративное целое выводится нами из принципа "двойного вхождения базисных компонентов в систему", Суть которого состоит в том, "что каждый из базисных компонентов любой подсистемы содержания образования входит в его общую структуру двояко: во-первых, в качестве "сквозной" линии по отношению к апикальным структурным компонентам, во-вторых, выступает в качестве одного из апикальных, явно выраженных компонентов" (279.С.80).

Данный метод в нашей трактовке получает несколько иное звучание, а именно: он позволяет рассматривать интегрируемые компоненты одновременно и как "представителей" той или области познания (деятельности) и как элементов интегративного новообразования, сформированного путем синтеза указанных компонентов. В таких качествах, например, выступает в системе профессионально-педагогического знания учебно-педагогические и производственно-технические составляющие, синтез которых и дал своим результатом это знание. Анализируемый метод дает также возможность узкого и широкого понимания базисного знания (дисциплины) в ходе осуществления интегративных процессов на уровне гносеологической реальности. Возьмем тот же пример, где роль базисного знания выполняет педагогическое знание. В силу этого обстоятельства допускается широкое и узкое толкование педагогического знания. В узком значении оно представлено сугубо (собственно) педагогическими понятиями (законами, принципами и т.д.); в широком смысле оно наряду с последними включает в себя знания производственно-технического, психологического, физиологического и др. происхождения.

4. Герменевтический метод. Философы под герменевтикой понимают "искусство и теорию истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных . и субъективных . оснований" (Философский словарь / Под ред. И.Ф.Фролова. М.: Политиздат. 1991. С.83). Наряду с этим герменевтика определяется как "собирательное имя для обозначения подходов, ориентированных на имманентное понимание текста в отличие от его историко-генетического объяснения". В таком случае "текст необходимо понять, не подменяя его содержание социальноэкономическими "причинами" или культурно-историческими "влияниями" (437.С.74). Это только одно из многочисленных противоречий, заложенных в основу толкования герменевтики. Будучи искусством (наукой, философией) толкования (интерпретации, понимания) текста, герменевтика сама по сей день остается загадочным явлением. Трудно обстоит дело с определением его статуса: что она - исксство или философия? Должна ли она заниматься лишь выявлением внутреннего смысла текста, взятого безотносительно к историческим условиям, в которых он был порожден, или же учитывать при анализе и эти условия? Что надо искать: "Я в Ты" или "Ты в Я"? (124. С.28).

Страницы: 140 141 142 143 144 145 146 147 148

ЗАКРЕПИТЕЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ , то же, что фиксаж фотографический.

ЯБЛОННАЯ ПЛОДОЖОРКА , бабочка семейства листоверток; вредитель яблони, груши, айвы, абрикоса, сливы, грецкого ореха. Распространена широко. Крылья серо-фиолетовые. Питается (гусеницы) семенами, повреждая плоды.

АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ,..1) вещества, обладающие противомикробным действием и применяемые главным образом для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей (напр., борная кислота, бриллиантовый зеленый)...2) Химические вещества, используемые для предохранения от разрушения микроорганизмами древесины, пластмасс, текстиля, кож, пищевых продуктов и др. (напр., фенолы и их производные, креозот, бензойная кислота и т. д.). Этими средствами пропитывают или покрывают защищаемый материал либо вводят их в его состав.