Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне
Страница 9

В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося по отношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор им различных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится более дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны, прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно, а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах. Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов, нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют роль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе с подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой», тактично направляя деятельность школьников в необходимое для них русло.

Подростковый возраст характерен естественным «угасанием» интереса школьников к занятиям художественно-эстетического направления, столь характерным для учащихся младших классов. Недооценка данной тенденции нередко приводит к утрате ценностного значения подлинно духовных ценностей, значительно обедняя формирующуюся личность школьника. Однако, если в этот критический для развития личности период сделать все возможное для удержания интереса подростков к занятиям художественно-творческого направления, данный интерес способен перерасти в устойчивую потребность, что благотворно влияет на гармоничное развитие личности.

В старших классах с более четким самоопределением учащихся в сферах деятельности и межличностных отношений роль внешкольных учреждений более устойчиво направлена на овладение будущей профессией. Это проявляется в сознательном выборе школьников той или иной деятельности, ее личностной значимости для каждого из них, что делает их интересы более устойчивыми и целенаправленными по сравнению с учащимися-подростками. Деятельность педагога приобретает характер наставничества, делового партнерства, основанного на взаимном уважении и требовательности друг к другу. ( )

Рассматривая образование подрастающего поколения как социальный заказ общества, можно проследить устойчивую тенденцию развития школы и тесно связанных с ней внешкольных учреждений. Идеолого - просветительное направление образования 20-х годов вызвало к жизни появление специализированных детских библиотек (в деревнях – изб-читален для детей), детских клубов, различных кружков и ассоциаций, детских музеев, театров, различных форм физического и лечебно-профилактического направления, а борьба с беспризорностью - появление детских колоний и коммун. Конец 30-х – начало 40-х годов придали внешкольной работе с учащимися оборонно-массовое и военно-патриотическое направление.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ВУКОТИЧ Душан (р . 1927), кинорежиссер-мультипликатор. Один из основателей загребской школы мультипликации. Фильмы: "Пикколо" (1960), "Игра" (1962), "Пятно на совести" (1968), "Кузнечик" (1975), "Гости из Галактики" (1981) и др.

КОСТАРИКАНЦЫ , народ, основное население Коста-Рики (св. 2,94 млн. человек). Общая численность 2,98 млн. человек (1992). Главным образом потомки выходцев из Испании, часть - метисы, негры и мулаты. Говорят в основном по-испански. Верующие в основном католики; негры и мулаты - протестанты.

ТУУЛИК Юри (р . 1940), эстонский писатель. Брат Юло Туулика. Сборники рассказов "Старый замок. Абрукаские истории" (1972), "Заморское дело" (1976), "Сельский трагик" (1980), "Мужчины и собаки" (1985) пронизаны лиризмом и юмором, восходящим к народно-фольклорной традиции. В пьесах (сборник "Комната оленьего рога", 1983) - комедийные ситуации, современная проблематика.