Теория и практика взаимодействия Теория и практика взаимодействияСтраница 12
Эти отношения взаимопонимания, стремление идти друг к другу навстречу и совместно достигать истину рождают потребность общения с учителем и глубокое чувство удовлетворения от осознания своих возможностей.
Проблема активизации способствует сложению сил учителя и учащегося, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценное доверительное отношение, которое обеспечивает благополучие учебно-познавательной деятельности и общения в целом.
Взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся способствует, по мнению И.Ф. Радионовой, создание необходимых ситуаций, где учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, опирающиеся на знания, замыслы учеников, устремления творческой деятельности. Это ситуации, в которых ученик:
- защищает своё мнение, проводит в его защиту аргументы, доказательства, использует приобретённые знания;
- задаёт вопросы, выясняет непонятное, углубляется с их помощью в процесс познания;
- делится со своими знаниями другими;
- помогает товарищу при затруднении, объясняет ему непонятное;
- выполняет задания- максимум рассчитанные на чтение дополнительной литературы, монографий, на длительные наблюдения;
- побуждает учащихся находить не единственные решения, а несколько самостоятельно предпринятых;
- практикует свободный выбор заданий, преимущественно творческих;
- создаёт ситуации самопроверки, анализа собственных действий;
- разнообразит деятельность, не исключая элементы труда, игры, художественных и других видов деятельности;
- создаёт заинтересованность в речевом общении, на основе которой и происходит формирование межсубъектных отношений.
Ученик занимает позицию субъекта деятельности, когда от её начала и до завершения он осуществляет самоорганизацию, самонастроение, само-регуляцию. В подобной деятельности механизмы развития отношений многообразны, сложны, ближе к личности школьника. Именно поэтому целенаправленная, активная, сознательная деятельность ученика, выполняющего учебно-познавательные задачи, создаёт внутреннюю предрасположенность к учению, общению, а сами отношения приобретают прочную основу своего формирования:
- актуализируются знания;
- отбираются нужные способы, опробуются разнообразные умения, происходит проба различных путей решения, отбор наиболее продуктивных.
ХАМАН (Hamann) Рихард (1879-1961) , немецкий искусствовед. Создатель крупнейшей художественной фототеки в Марбурге. Труды по истории искусства и культуры.
ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА , включает получение Н2 из воды и другого природного сырья с затратой солнечной, ядерной или др. энергии, его хранение и использование как топлива, а также в химических способах передачи энергии. Главные преимущества: высокая теплота сгорания (143,06 МДж/кг) по сравнению с углеводородным топливом (29,3 МДж/кг); неограниченные запасы сырья, если в качестве сырья рассматривать воду, и экологическую безопасность, т. к. продукт его сгорания - вода. Водородная энергетика пока не получила массового применения. Основные проблемы: разработка экономичной производительной аппаратуры для получения Н2, напр., электролизеров, плазмотронов; способы хранения его в газообразном и сжиженном состояниях или в виде синтезированных соединений, напр., гидридов интерметаллидов; транспортировка с небольшими потерями.
ЭПИПРОЕКТОР (эпископ) , оптико-механический прибор для проецирования на экран непрозрачных оригиналов (напр., рисунков).