Теория и практика взаимодействия
Теория и практика взаимодействия
Страница 12

Эти отношения взаимопонимания, стремление идти друг к другу навстречу и совместно достигать истину рождают потребность общения с учителем и глубокое чувство удовлетворения от осознания своих возможностей.

Проблема активизации способствует сложению сил учителя и учащегося, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценное доверительное отношение, которое обеспечивает благополучие учебно-познавательной деятельности и общения в целом.

Взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся способствует, по мнению И.Ф. Радионовой, создание необходимых ситуаций, где учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, опирающиеся на знания, замыслы учеников, устремления творческой деятельности. Это ситуации, в которых ученик:

- защищает своё мнение, проводит в его защиту аргументы, доказательства, использует приобретённые знания;

- задаёт вопросы, выясняет непонятное, углубляется с их помощью в процесс познания;

- делится со своими знаниями другими;

- помогает товарищу при затруднении, объясняет ему непонятное;

- выполняет задания- максимум рассчитанные на чтение дополнительной литературы, монографий, на длительные наблюдения;

- побуждает учащихся находить не единственные решения, а несколько самостоятельно предпринятых;

- практикует свободный выбор заданий, преимущественно творческих;

- создаёт ситуации самопроверки, анализа собственных действий;

- разнообразит деятельность, не исключая элементы труда, игры, художественных и других видов деятельности;

- создаёт заинтересованность в речевом общении, на основе которой и происходит формирование межсубъектных отношений.

Ученик занимает позицию субъекта деятельности, когда от её начала и до завершения он осуществляет самоорганизацию, самонастроение, само-регуляцию. В подобной деятельности механизмы развития отношений многообразны, сложны, ближе к личности школьника. Именно поэтому целенаправленная, активная, сознательная деятельность ученика, выполняющего учебно-познавательные задачи, создаёт внутреннюю предрасположенность к учению, общению, а сами отношения приобретают прочную основу своего формирования:

- актуализируются знания;

- отбираются нужные способы, опробуются разнообразные умения, происходит проба различных путей решения, отбор наиболее продуктивных.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ХЕРМОД (др .-исл. мужественный), в скандинавской мифологии сын Одина, который пытался вернуть из царства мертвых своего брата Бальдра.

ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902-72) , российский конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемет (ШКАС, совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК, совместно с С. В. Владимировым, 1936) и т. д. Государственная премия СССР (1941, 1942).

РАФИНИРОВАНИЕ (нем . Raffinieren, от франц. raffiner - очищать), окончательная очистка продукта от примесей в металлургической, химической, пищевой и других отраслях промышленности.