Теория и практика взаимодействия
Теория и практика взаимодействия
Страница 12

Эти отношения взаимопонимания, стремление идти друг к другу навстречу и совместно достигать истину рождают потребность общения с учителем и глубокое чувство удовлетворения от осознания своих возможностей.

Проблема активизации способствует сложению сил учителя и учащегося, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценное доверительное отношение, которое обеспечивает благополучие учебно-познавательной деятельности и общения в целом.

Взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся способствует, по мнению И.Ф. Радионовой, создание необходимых ситуаций, где учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, опирающиеся на знания, замыслы учеников, устремления творческой деятельности. Это ситуации, в которых ученик:

- защищает своё мнение, проводит в его защиту аргументы, доказательства, использует приобретённые знания;

- задаёт вопросы, выясняет непонятное, углубляется с их помощью в процесс познания;

- делится со своими знаниями другими;

- помогает товарищу при затруднении, объясняет ему непонятное;

- выполняет задания- максимум рассчитанные на чтение дополнительной литературы, монографий, на длительные наблюдения;

- побуждает учащихся находить не единственные решения, а несколько самостоятельно предпринятых;

- практикует свободный выбор заданий, преимущественно творческих;

- создаёт ситуации самопроверки, анализа собственных действий;

- разнообразит деятельность, не исключая элементы труда, игры, художественных и других видов деятельности;

- создаёт заинтересованность в речевом общении, на основе которой и происходит формирование межсубъектных отношений.

Ученик занимает позицию субъекта деятельности, когда от её начала и до завершения он осуществляет самоорганизацию, самонастроение, само-регуляцию. В подобной деятельности механизмы развития отношений многообразны, сложны, ближе к личности школьника. Именно поэтому целенаправленная, активная, сознательная деятельность ученика, выполняющего учебно-познавательные задачи, создаёт внутреннюю предрасположенность к учению, общению, а сами отношения приобретают прочную основу своего формирования:

- актуализируются знания;

- отбираются нужные способы, опробуются разнообразные умения, происходит проба различных путей решения, отбор наиболее продуктивных.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

КОСТНЫЕ РЫБЫ , класс водных позвоночных. Длина от 0,7 см до 5-7 м, весят до 1,5 т. В скелете есть костная ткань; чешуя пластинчатая, костная. Оплодотворение наружное, редко внутреннее. 2 подкласса: лопастеперые и лучеперые рыбы (последние включают костистых рыб). Обитают в морях и пресных водах.

ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич (1743 или 1744-92) , русский писатель, историк, этнограф, экономист. Издавал сатирический журнал "И то и сьо", "Парнасский щепетильник", составил "Собрание разных песен" (т. 1-4, 1770-74), словарь "Абевега русских суеверий..." (1786). Плутовской роман "Пригожая повариха..." (1770), сказки и другие сочинения; "Историческое описание российской коммерции..." (кн. 1-21, 1781-1788).

СИНТОИЗМ [от япон . синто, букв. - путь (учение) богов], религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - Аматэрасу, ее потомок - Дзимму. В 1868-1945 государственная религия.