Теория и практика взаимодействия Теория и практика взаимодействияСтраница 16
Данная теория стала отправной точкой многих исследований влияния диалога на развитие и становление личности, развитие социокультурных явлений и процессов, в том числе и процессов в образовательной среде и системах.
Для понимания смысла проектирования диалога в педагогических процессах выделим несколько значимых положений:
1. диалог может быть реализован при наличии различных смысловых позиций (диалогических отношений) по поводу определённого объекта рассмотрения;
2. для диалога необходимо сформулированное отношение к высказыванию (модальная информация);
3. для формирования сознания, понимания предмета изучения, обсуждения недостаточно получения знаний, необходимо выраженное к ним отношение (диалогическое с ними общение);
4. в диалогических отношениях существуют 2 формы диалога- внутренний и внешний, для которых важно создавать условия их возникновения.
При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
- выбор решения из альтернатив,
- разрешение проблемных ситуаций,
- поиск суждений на определённый факт или явление,
- решение задач неопределенного характера (не имеющего однозначного решения),
- выдвижение гипотез и предложений.
Для создания условий для внешнего диалога проектируются:
- вопросительный образ общения,
- обмен мыслями, идеями, позициями, дискуссии, коллективная генерация идей, оппонирование идей, предложений, доказательств,
- полифункциональный анализ идей и гипотез,
- творческие мастерские.
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого участника диалога (31).
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не предпринимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, формы и внутреннее содержание общения не согласуются. По данным современных международных исследований 83% учителей доминируют в диалоге, монологическую форму предпочитают в обучении 40% учителей.
В последнее время учёные вычленяют особую категорию- ценностное взаимодействие .
Подробно рассмотрев теоретические предпосылки взаимодействия “учитель-ученик” и взяв их за основу, мы переходим к конкретной практике взаимодействия.
ЗНАМЯ ПОБЕДЫ , Красное Знамя, водруженное 30.4.1945 разведчиками из 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом в Берлине; символ победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-45. Хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.
ДЕНДИ (англ . dandy), изысканно одетый светский человек; щеголь, франт.
ПРУЖАНЫ , город (с 1940) в Белоруссии, Брестская обл., на р. Мухавец, в 13 км от ж.-д. ст. Оранчицы. 23,1 тыс. жителей (1989). Комбинат стройматериалов, льнозавод; пищевая промышленность. Известен с 15 в.