Теория и практика взаимодействия
Теория и практика взаимодействия
Страница 11

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества воспитанника”;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое “эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей (14).

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

§3. Субъект – субъектные отношения в учебном процессе

Деятельность учителя и учащихся постоянно находится во взаимовлиянии, переплетении между собой. Она плодотворно протекает на основе субъектно-субъектных отношений, что не является фактором исключительным, а, наоборот, скорее обязательным, поскольку именно в этих условиях и происходит взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности учителя и учащихся. Богатство педагогического процесса создается глубокой эрудицией учителя, его мастерством в организации деятельности самостоятельной деятельностью учащихся. И именно здесь происходит единая, сливающаяся по свои целям и мотивации деятельность. Здесь учитель, опираясь на активность и самостоятельность учащихся, всецело полагается на их творческие возможности, прогнозирует итоги. Перед учеником не открываются заманчивые перспективы учиться с увлечением, вступать в отношения, не придерживаться стандартов, включать свой жизненный опыт, отыскивать не одно, а несколько решений.

Сам процесс отношений строится на основе взаимного доверия: доверия учителю, который вводит школьников в мир сложнейших отношений, и доверия учителя к учащемуся, к их возможностям, понять и проникнуть в эти отношения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ , магнитное поле, вектор магнитной индукции которого вращается в пространстве с постоянной частотой. Получают сложением 2 и более переменных магнитных полей, сдвинутых во времени и пространстве. Используется во многих машинах переменного тока, измерительных приборах и др.

"БЕНГАЛЬСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" , течение в индийском искусстве, возникшее на рубеже 19-20 вв. под влиянием роста национально-освободительного движения. Художники "Бенгальского Возрождения" во главе с А. Тагором (1871-1951) стремились создать на основе традиций индийской миниатюры новое национальное искусство.

ЯРВЕТ (Jarvet) Юри (1919-1995) , эстонский актер, народный артист СССР (1975). С 1952 (с перерывом) в Эстонском драматическом театре (Таллин). Снимался в фильме "Король Лир" (заглавная роль), "Солярис", телевизионный фильм "Берега" и др. Государственная премия СССР (1981).