Теория и практика взаимодействия
Теория и практика взаимодействия
Страница 10

В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования новой образовательной и культурной среды как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий. Поэтому нужна и разработка гибкого средового подхода, ориентированного не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и коммуникационное обеспечение развивающей и организующей среды.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу- способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы:

Традиционная парадигма

Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований- главное в твоей работе.

Умело управляй коллективом- это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.

Ты- хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте.

Учёба- главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик- хороший ребёнок, плохой ученик- плохой ребёнок.

На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается- нарушитель, накажи его. За неправильный ответ- накажи. За подсказку - накажи, за опоздание- накажи. За крик, бег, нарушение формы- накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся- накажи всех. Родители- твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители- одна сила.

Хорошо учиться- это значит хорошо выполнять твои задания. Ты- образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки- образец. Если ты потеряешь лидерство- ты больше не учитель.

Гуманистическая парадигма

Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи.

Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам.

Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило- у него была причина это сделать.

Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.

Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений- простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил- знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по- разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану - он принадлежит только тебе.

Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял.

Не сторож ты ученику, не следователь, не судья.

Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках.

Не ошибается он, а ищет свой путь.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ДРОЗДОВА Маргарита Сергеевна (р . 1948), российская артистка балета, народная артистка СССР (1986). С 1967 в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Партии: Одетта - Одиллия, Золушка, Медора ("Корсар"), Гаянэ и др.

ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич (1888-1979) , российский скульптор, заслуженный деятель искусств России (1959), профессор. Монументально-декоративные работы отмечены динамикой композиции ("Футболисты", 1928-38).

ЗОРИН Леонид Генрихович (р . 1924), российский драматург. В пьесах на современные ("Варшавская мелодия", 1967; "Максим в конце тысячелетия", 1989) и исторические ("Дион", 1965; "Медная бабушка", 1975; "Граф Алексей Константинович", 1992) темы - враждебность общества личности, творчеству, любви, тенденция к интеллектуализации драмы. Роман-трилогия: "Старая рукопись" (1980), "Странник" (1984), "Злоба дня" (1992).