Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусстваСтраница 12
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли" (10; 29).
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р . 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, буффонадой, иронией. Повести "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др., пьесы, в т. ч. "Чебурашка и его друзья" (1970), "Наследство Бахрама" (1973), "Отпуск крокодила Гены" (1974, все совместно с Р. Качановым). Сборник стихов "Все в порядке" (1976).
ИНФАРКТ (от лат . infarctus - набитый), очаг омертвления в тканях вследствие нарушения их кровоснабжения при спазме, тромбозе, эмболии сосудов (инфаркт миокарда, почки и т. д.).
ВЕЙНГАРТНЕР (Вайнгартнер) (Weingartner) Феликс фон (1863-1942) , немецкий и австрийский дирижер, композитор. Прославился как интерпретатор произведений Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, А. П. Бородина, П. И. Чайковского.